На самом деле, если говорить о мотивации путешественников писать отзывы, то она (и ценность самих отзывов) в наше время дополнительно дискредитирована не только трудноизлечимой тягой русского виртуального сознания искать способы расквитаться за некие метафизические или иные смутные обиды за счет тех, кто себя не защитит, но и простой меркантильной стимуляцией. Многие туристические сайты предлагают за отзывы бонусы программ лояльности, с которыми они заключают партнёрство. К примеру, германский портал Holidaycheck начисляет 100 миль Miles-and-More (программы лояльности Люфтганзы и близких ей авиалиний из числа входящих в Star Alliance), Трипэдвайзер начисляет за отзывы на русском языке об отелях, ресторанах и достопримечательностях мили в "Аэрофлот-Бонус", то же самое делает TravelTipz. Абсолютно объективно, такие отзывы ненадёжны. Причём ситуация усугубляется еще бездарностью менеджмента некоторых таких ресурсов (либо, а может и не либо, его жадностью, которая оборачивается наймом неэффективного персонала), -- понимая, что этот материал будет в «Газете.ру», я не стану называть имён. Например, кое-кто, прежде чем начислить бонусы, ограничивается только периодической проверкой факта проживания автора отзыва в обозреваемом отеле, кое-кто следит за тем, чтобы отзыв не был откуда-либо скопирован, но есть и те, кто бракует тексты отзыва, скажем, за упоминание какой-либо детали (например вид из окна на достопримечательность), которая, относясь к "постороннему" объекту, видимо, расценивается как market placement. Столкнувшись с подобным идиотизмом, путешественник, которому, собственно, нужно было не самовыразиться, не "предостеречь и порекомендовать", а лишь заработать баллы в свою бонусную программу, пойдет по пути крайней редукции всякой плоти: был, жил, выбыл, все понравилось, но вид из окна мог бы быть лучше. Всё. Даже, кстати, про таракана не скажет -- лень. Кому нужны такие отзывы, надо спросить у того самого менеджмента, но опытные путешественники обходят такие ресурсы стороной. В качестве противоположного примера могу указать на другой коммерческий ресурс, который является одним из крупнейших в мире онлайн агентом по бронированию проживания. Разумеется, все агенты побуждают писать своих клиентов отзывы, многие стимулируют их баллами в собственных бонусных программах, однако тот ресурс, о котором я говорю, позволяет писать отзывы только тем, кто фактически оплатил бронирование и (или) был указан в нем в качестве гостя; и возможность постинга отзыва открывается только по истечении забронированных дат.
Безусловно, многими людьми руководит простое тщеславие. Особенно это характерно для так называемых ресторанных критиков, а по сути, фрилансеров троллинга. Всё давным давно сказал Шукшин в гениальном рассказе "Срезал", где описана матрица этого сознания. Как я уже говорил, ресторанный experience и опыт проживания в гостинице несопоставимы в уровне прогностической верифицируемости сообщённых в отзыве сведений, потому что посещение ресторана - это публичное событие, тут меньше шансов на идиосинкразию персонала и на скелеты в шкафу. Самоутверждаться за счёт ресторана сложнее, чем сработать на поражение отеля, однако именно поэтому любительская ресторанная критика представляет собой challengе для больного тщеславия. И потому именно в отзыве о ресторанах мы часто читаем откровенную чушь, но грустно, что это сознательная диффамация.
Впрочем, и отзывы о проживании часто берутся писать люди, которые нуждаются не в бонусах, а в лайках или другом социальном капитале, или, как бы поправил бы нас Воннегут, в гранфаллоне, потому что конечно это "социальный капитал" с душком: валюта, в которой он собран, фальшива. Опять-таки дело усугубляется тем, что коммерческие ресурсы, активно ищущие конкурентные инструменты, привлекают таких самоизвергателей не только товарными бонусами, о которых я говорил выше, но и моральными: теми самыми лайками, системой оценок, выражением благодарностей, о которых с ликованием сообщается автоматическим письмом на почту автора. Всё это ведёт к грандиозной дискредитации отзывов на подобных ресурсах.
И если я сейчас скажу, что наиболее надёжные отзывы вы можете найти на форумах самостоятельных путешественников, причем не тех, где отзывы конвертируются в социальной или моральный "капитал", а тех, где люди, причем опытные и ответственные, делают это абсолютно бескорыстно, -- то только тот человек, который не читал внимательно предшествующие рассуждения, способен будет упрекнуть меня в попытке превозношения форумов, подобного нашему.
На WolfsonWorld совершенно сознательно удерживалась все годы его существования внетоварная и внеконкуретная обстановка. Я при этом столь же честно скажу, что все эти годы подумывал о монетизации ресурса, и возможности вложения в него существовали, причем значительные. Они есть и сейчас. Однако я и поныне плохо представляю себе этот ресурс коммерческим.
Именно атмосфера, свободная от сведения счетов в самых разных смыслах, привлекла сюда людей. Эти люди писали отзывы (хотя конечно не только отзывы) исключительно потому, что им казалось -- сообщённое ими может оказаться небесполезным для тех, кто пойдет следом. Здесь не набрать ни бонусов, ни лайков.
К несчастью, созданная нами база данных по проживанию, как и весь форум, погибла вследствие халатных (по моему мнению) действий провайдера. Это 10 лет труда. Но мы восстановим эту базу данных, в меру сохранения ею актуальности, и ожидаем, что путешественники будут активно писать новые отзывы о проживании на WolfsonWorld.
Возвращаясь к проблеме ответственности в целом, в том числе к сформулированной в твоем вопросе дилемме отношения к опыту ("хотят, чтобы другие его получили или избежали? или рассказать о том, что произошло лично с ними?"), я конечно решительно голосую за первое. До разделительного союза.
Исключительно важно, чтобы путешественник не был скован при написании отзыва рефлексией; отзыв должен быть именно субъективным и личным. И если все, кто читает этот отзыв, будут это знать наперёд, никакого конфликта восприятия и послания автора не произойдет. Обе стороны будут ждать одного и того же. Субъективизм же важен потому, что чем более интимным будет описание, тем более живым оно получится, тем более высоким будет тот самый прогностический потенциал. Однако ведь описывать свои ощущения, свои наблюдения, даже своё настроение -- это ведь еще совсем не значит пожелать удачи реальному миру и уйти в мир художественный. Человек отлично всегда сознаёт, как будут восприняты его слова. Человек всегда знает, где грань, до которой он пишет о том, что может и не случиться, но может и случится с другим постояльцем, а за которой -- то, что не случится ни с кем, кроме него, или только с очень похожими на него людьми.
Но порой он предпочитает об этом не думать.
_________________ Мы, волки, не скулим, как шакалы, и не лаем, как собаки. Мы завываем, наводя ужас на весь лес.
|