Отвечу, как и обещал, на критические комментарии относительно концепции бренда.
На прочую критику ("мощь волка -- фантазии администрации", "элементы WolfsonWorld и 'клуб путешественников' не связаны") я уже отвечал. Вернее, сказал, что нахожу для себя затруднительным ответить. Эти затруднения еще более усилились после того, как та же комментатор в новом своем посте раскритиковала логотип на сей раз за то, что связь между указанными элементами не нужна вовсе ("Нафига, например, пояснять, что WWorld это клуб путешественников?? На логотипе это абсолютно не требуется").
Из других критических комментариев еще осталось без ответа вот это:
"Две надписи, выполненные в разной стилистике, отдельно".
На это я, не будучи дизайнером, осторожно замечу, что отчего-то не считаю такое решение проявлением катастрофического положения дел с чувством стиля.
Теперь к концептуальной критике.
Сначала я приведу высказанные замечания вместе.
1) "Эмоции, которые вызывает картинка, не однозначные: самолет улетел без волка и волк в тоске? у волка свои проблемы и их много, ему не до самолета, который где-то там летит за спиной, и на который волк вообще не смотрит? и т.д."
2) "воющий волк навевает тоску"
3) "cамолет как-то случайно над ним оказался, по-моему"
4) "Честно говоря, меня не вдохновляет завывающий волк, с тоскою провожающий улетающий вдаль без него самолет. Хотя это и отражает в некоторой степени сегодняшнюю действительность, когда значительное число путешественников и туристов из-за финансово-экономической ситуации вынуждены были отложить запланированные маршруты до лучших времен. Но такой грустный вой не хотелось бы видеть на логотипе оптимистического форума".
Я думаю, что ответ на всё это уже имеется в моем объяснении своего отношения к этому логотипу, которое я дал, предваряя его размещение. В интернетах (и не только конечно, но здесь особенно) известен род оппонирования, когда ранее высказанные мнения либо не замечаются, либо даже служат раздражителем, побуждающим оппонента формулировать или даже акцентировать прямо противоположное суждение. В любом случае, возникает положение, когда критика и предмет критики как-то сами по себе. Критика занимается своим делом, то есть критикует, не очень интересуясь таким невинным для критики поводом, как предмет критики. Критикуемый не видит, что его объяснения хоть в малейшей степени учитываются. Поэтому я приведу их ещё раз. Но так как я не хочу следовать описанному выше методу оппонирования, я потом постараюсь всё-таки уточнить то, что я уже писал, с учётом приведённых критических комментариев.
Итак, вот это объяснение. Я беру только ту его часть, что относится к концепции (идее, "философии").
1) Сама идея, ну или как принято говорить о брендах -- "философия".
Я чувствую в этом самозабвенность, устремлённость, ярость, даже алчность и ненасытность. Мне это очень нравится. Волк смотрит только в одну сторону. Он смотрит туда, куда летит самолет. И он, временами, завывает (при этом если и наводя ужас на лес, то не специально) -- он делает это, потому что вглядывается в свой объект желания.
Необязательно, между прочим, волк сам окажется там, куда этот самолет летит. Чаще конечно сам, но необязательно. В любом случае ему отчего-то ведомо, как ценно то место, куда летит самолет. А если и нет -- он всё-таки знает, что туда надо лететь.
Мне важно видеть, что этот волк не отступится. Этот волк не смотрит по сторонам, он смотрит только в одну сторону.
2) Менее всего этот волк внушает ощущения невсамделишности, менее всего он -- понарошку. Этот волк -- он не по-деццки. Он настоящий. Это матёрое, серьёзное, а для неподготовленных -- опасное и даже жуткое животное. Кто думает, что это игрушка, тому лучше не заходить в Wolfson World.
3) Сразу становится ясна дистанция между этим волком (и логотипом в целом) и поддержанным многими участниками обсуждения человечком на фоне земного шара. Мы могли бы воспользоваться человечком лишь при одном условии: если бы сам этот мир был слегка детским, если бы подразумевалось, что всё это в конечном счёте не всерьёз. Но это не про нас. Не про этот мир. А в нашем мире этот человечек чужой. Пусть остаётся в мире человечков.
4) Хорошо, что удалось уйти от прямой фигуративности земного шара. Во-первых, этих шаров -- на каждом сайте и организованного туризма, и у путешественников. Ну невозможно же. Беее. Во-вторых, мне нравится, что как выгнутость, так и сам смысл слов "Клуб путешественников" содержит-таки, тем не менее, ясную аллюзию на земной шар. Этому же служит выпуклость надписи WolfsonWorld.
5) Что крайне важно -- в разговоре с Николаем я немедленно, первым делом сказал ему по сути всё то, что написал выше о философии бренда в пункте 1). Это говорит о том, что заложенная в эскиз идея выражена в нём достаточно эффективно, внятно -- она улавливается сразу.
6) Эта идея (которую я попытался описать в пункте 1) блестяще, мне кажется, выражена динамически. Посмотрите. Отличное синэргетическое умножение выгнутой спины волка, его не просто мощи, но матёрости (обратите внимание на загривок и мощный круп), его морды, с одной стороны, и самолета, с другой. Самолет, по-моему, именно с точки зрения динамического усиления, расположен очень точно по отношению к волку. Обратите внимание на небольшие прорези в месте сочленения суставов. Они тоже задают динамизм и одновременно поддерживают ритмическую картину логотипа в целом. Хвост тоже -- именно тот хвост, что нужен. Не собачий хвост кверху. А волчий хвост, как пропеллер или руль, тоже задающий направление.Очень хочется, чтобы высказанные критические замечания после этого были бы их авторами переосмыслены. Для этого, мне кажется, в этих объяснениях сказано достаточно.
Тем не менее, как и обещал, я их уточняю.
Сложнее всего отвечать на упрек в том, что "самолет улетел без волка". Это нелегко сделать, потому что из картинки такое толкование, по-моему, никак следовать не может. Волчья морда находится впереди самолета, и если уже трактовать сюжет, извините, без всяких там игр воображения, то есть как примитивное изображение, то получаем "самолёт следует волчьему помешательству", что уже не дает повода отвечать на упрек в том, что самолет улетел без волка.
Но это если примитивно. Если же по существу, то волк, поставленный именно вперёд самолёта, задаёт всему решению ощущение целеустремленности, самопоглощённости, граничащей с помешательством. Первично желание, а не его осуществление. Первична потребность, нужда, интерес. И этот смысл в эскизе гарантированно транслируется. И я благодарен Yu Du, которая написала, что вообще-то всякий, кто имеет опыт нахождения на этом форуме, тем более многолетний, мог бы получить убедительный подтверждающий материал для такой именно трактовки.
Это волк, безусловно, одержим. Нет никаких иллюзий относительно того, станет ли он смотреть в другую сторону --- никогда не станет, это абсолютно ясно. Отправится ли он к своему объекту желания, это вопрос вторичный. Почему? Во-первых, по причине, которую я уже назвал -- первично желание. Я понимаю, что люди могут путешествовать, чтобы разнообразить свой досуг, жизнь, понимаю, что люди ездят "отдыхать". Но это не про нас. Первично - желание путешествия, познания, состояния пребывания в путешествии. Во-вторых, по миллиону разных житейских причин, по которым мы можем не поехать в то место, в которое хотели. И не житейских. Я вот в свое время отказался ехать в Иран из-за конкурса карикатур на Холокост. А теперь отказался от приглашений в США. Тоже из "принципов". Можно улыбнуться и сказать -- ну и дурак, не надо путать народ с политикой. Но я к тому, что отказ от желания может наступить по сотне причин. Однако ведь очевидно, что отказ от желания -- это исключение. И, повторю, мне крайне сложно опровергать прочтение "самолет улетел без волка", оно абсолютно не следует из логотипа при той конфигурации, которая в нем есть. Поступки следуют желаниям, одержимой решимости. Вот что транслирует эта картинка. По общему правилу -- следуют.
И ещё. Эта одержимость -- она не на пустом месте. Волк отлично знает, куда он смотрит. Он, как я уже писал, знает ценность объекта желания. Это соответствует другой истине, которую я много лет отстаиваю -- интерес рождается из предварительного знания. Наши желания и влечения -- тоже.
Пожалуй, у меня всё по концепции.
Но у меня кое-что есть добавить по отдельным элементам логотипа.
Вчера я получил личное (и поэтому имя отправителя не разглашаю) сообщение от одного из участников настоящего обсуждения. В нем приводилась ссылка на один из ресурсов, где размещено изображение воющего на луну волка, очень похожее (хотя и не тождественное, но отличное только в деталях) на того волка, который использован в логотипе. Послание сопровождалось указанием на то, что его автор не хочет выкладывать данный линк на форум, чтобы "не подставлять человека, который предложил картинку".
Автор послания, таким образом, считал заимствование данного образа чем-то предосудительным.
Надо плохо меня знать, чтобы допускать, что я буду играть в двойные сценарии. Что я буду что-то скрывать (даже когда мне это нужно).
Выкладываю этот самый линк на всеобщее обозрение.
http://ru.123rf.com/photo_12475196_howling-wolf.htmlА теперь мой комментарий.
1) Данный ресурс является, как это видно, "стоком", то есть складом изображений, выставляемых именно для использования третьими лицами, причем за плату. Что по определению исключает какие бы то ни было претензии со стороны того, кто именно этого волка нарисовал и выложил на этот ресурс.
2) Можно было бы обойтись и без пункта 2), но я все-таки скажу, что "волк, воющий на луну", это абсолютный фетиш вообще и в интернете особенно. Фетиш и мэм -- тоже. Это даже нечто более растиражированное, чем Статуя Свободы или Храм Василия Блаженного. Создатели брендов использовали и будут использовать такие фетиши. Как человек, неравнодушный к волкам, я в своей жизни просмотрел миллионы изображений воющих на луну волков. Разочарую тех, кто думает, что этот образ отличается разнообразием решений -- видимо потому, что волки, в целом, воют на луну одинаково. У них четыре лапы, хвост, одна морда, которую они поднимают и воют.
С этой точки зрения я бы крайне удивился тому, что даже если бы создатель данного волка сам не выставил его в целях использования третьими лицами, он смог бы всерьез считать, что его волк блокирует использование похожих на него воющих на луну волков в произведениях графики или логотипах. Но это уже вопрос излишний.
Мог бы Николай использовать какого-то другого, мало похожего на уже имеющиеся модели воющего волка? Наверняка мог, только вот зачем? Я не вижу рационального ответа, кроме одного: он мог бы захотеть показать мне, как заказчику, более "креативный" подход к своей задаче. Но во-первых, это уже вопрос наших отношений с Николаем, а во-вторых, я, как уже сказал, не считаю это использование чем-то, не отвечающим моим ожиданиям от его работы. Вместе с тем, если Николай в итоге предложит волка все-таки менее похожего на выложенные модели, и он меня устроит, я конечно не буду возражать.
Разумеется, всё это мы уже обсудили с Николаем. Он знает о том, что не нахожу ничего предосудительного в заимствовании выставленных именно с этой целью готовых моделей как элемента логотипа -- с учетом того, что концепция в целом является, а это разумеется так, оригинальной. Ссылку на изображение, которое, по мысли нашего доброжелателя, нас якобы бесчестит, я выкладываю с согласия Николая.
И наконец о тех пожеланиях, которые были высказаны к усовершенствованию логотипа участниками обсуждения.
Так, liana написала:
Цитата:
Нравится второй вариант, но только не в черном.
Алёна поддержала:
Цитата:
в красном цвете кстати неплохо очень , я вот все думала как увязать цветовую гамму форума с черно-белым логотипом
Она также высказывалась за предпочтение в пользу белого волка на черном фоне (по ср. с первым вариантом, где волк черный).
Мы обсуждали использование красного или коричневого цветов (нашей фирменной раскраски) с Николаем. Сначала мнение было скорее отрицательным -- в этом случае отчасти теряется возможность использования логотипа в иной цветовой среде. Но вот сейчас он меняет свое мнение и говорит, что можно попробовать. Я пока не уверен. Да, наши цвета -- это большое благо, но может ли волк быть коричневым, я пока не знаю. Надо будет посмотреть.
Спасибо Alice за идею использования букв WW. Я сообщу Николаю. Правда, пока не вижу, как бы это можно было использовать... Но может быть как-то связать в одну фигуру эти буквы в словах WolfsonWorld.