Клуб путешественников

Самостоятельные путешествия, страноведение, культурные различия.
Текущее время: 28 мар 2024, 22:09

Часовой пояс: UTC+03:00




Начать новую тему  Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ 2 сообщения ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 09 июн 2015, 12:33 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 23 дек 2014, 20:29
Сообщения: 2352
Откуда: Санкт-Петербург
Честно говоря, я очень смутно представлял себе функцию этих качелей. Ну знал, что есть такие качели, -- но мало ли в Бразилии донов Педро? Мало ли в Бангкоке чудес? К моменту написания текста я бывал в Бангкоке раз 45 и конечно добирался и до прекрасного храма Сутхат, с его наклонными колоннами, подле которого и установлены Качели; но, знаете ли, я иногда торможу и думаю о всякой ерунде, а вы?

Хотя, вот если всерьёз о Качелях: зачем нужно, ну всё-таки, нормальному, состоявшемуся брахману раскачиваться на качелях, подвешенных на высоте 50 (!!!) метров? Ну скажем была бы у брахмана того времени альтернатива прыгнуть с тарзанки: да наверняка бы не стал прыгать. Или с парашюта. Не его, брахмана, высота, не его амплитуда. 

Смысл, prima facie, тут был сакральный, и я очень долго о нём гадал. Три раза обошёл я по часовой стрелке это жуткое, даром что примитивное, сооружение, из двух красных балок и перекладины.

Монотеизм, который руководит операциями сознания любого фаранга, белых путешественников в Сиаме, -- феномен сугубо мистический. 

Посредством избранного народа человечеству было дано узнать, что миром правят не дискретные духи с локальной областью действия, а всевидящая, всемогущая и вездесущая сила. (Не спрашивайте меня, с какой стати сначала/опять/всё/снова/им. Иногда я думаю, что потому что это событие и сделало их теми, кем они стали; иногда же -- что этот самозабвенный, безумный идеализм, который во всём, был всегда. Но как знать).

Из-за конечности, ограниченности своих полномочий духи (иначе "бесы") по определению должны быть контактоспособны; понятно, что среди них могут попадаться иногда более, иногда менее коммуникабельные экземпляры, но это, как и коммуникативные навыки шамана, уже вопросы техники. Духов, поэтому, всегда можно залечить, с духами можно договориться: это ведь те же сильные мира сего, только сила их не описывается в терминах Ньютона, Лейбница, Маркса и теории элит. В общем, если время от времени, а точнее вОвремя, свидетельствовать духам своё нижайшее почтение и безмерную преданность, а уж тем более придавая этому делу более натуральные формы -- вы знаете духа, с маленькой буквы, который бы отказался от подношений? -- то с духом в принципе решаются любые вопросы. Другое дело Бог Израиля, общий для иудеев, христиан и мусульман. С ним фиг договоришься, потому что всё что ему нужно у него уже есть, и ему поэтому ничё не надо. Его не проведёшь, от него не спрячешься, он не поддаётся никакому воздействию и внушению. Войти с ним в контакт можно, но эта связь мистическая. Информация, сообщённая по каналам этой связи, верификации не поддаётся. Расшифровать её может только тот, кому она предназначалась.

Если хорошенько понять эти вроде бы простые вещи, станет ясно, что переход от магии к мистике, от язычества к единобожию был не просто важнейшим рубежом человеческой истории, он был совершенно безумным, совершенно невозможным, совершенно еврейским предприятием, не находящим никакого оправдания у рационально мыслящих народов. Даже с соплеменниками у Моисея возникали серьёзные проблемы.

Но до конца осознать величие и дистанцию этого перехода нам не дано. Когда нам не подобрать феномену языческой культуры или быта подходящее объяснение, мы вполне бессознательно интерпретируем их так, словно имеем дело с духовными практиками гностиков или в лучшем случае с неким обрядом, которому положено простить факт его существования за вклад в дело поддержания фольклора. Мы сразу начинаем искать сакральную функцию и сакральный смысл. Мы не сразу можем принять за простую данность то, что язычники исходят из полной открытости сил потустороннего мира воздействию, которое описывается в таких же, по существу, формулах и терминах, что и элементы таблицы Менделеева.

Помню, как сильно меня потряс один случай из вавилонской истории: аккадцы, семитский народ, чей язык так похож на еврейский, что каждый, кто хорошо знает иврит, способен через две недели обучения читать пятитысячелетней давности клинопись Хаммурапи, при этом были абсолютными тормозами в плане мистики. Однажды, посредством то ли толкования сновидения главного жреца, то ли из анатомии органов принесённой в этих целях в жертву птички, им удалось пролить свет на дальнейшую судьбу вавилонского престола, точнее, его тогдашнего предержателя. Дело обстояло скверно: царю предначертано было вскоре умереть. Но людей, радеющих о процветании Вавилонского государства, смерть царя, который к тому же носил титул Малихцедек (царь, водворяющий справедливость), такая перспектива не устраивала. Подумав, как найти выход из положения, они пришли к решению, которое, если и далось им нелегко, то только из-за моральных соображений. Всё-таки жаль было немного невинного человека, которого по выпавшему жребию сначала короновали взамен условно отстранённого от должности настоящего Малихцедека, а затем торжественно придушили. Таким образом, все позиции в отчётности потусторонним силам по безвременно умершим царям были закрыты, а сама отчётность сдана в срок. Малихцедеку, разумеется, был тут же возвращён трон, который он благополучно занимал до глубокой старости. Меня, помнится, одолевал сугубо монотеистический скепсис: грубо говоря, ну как можно так в наглую пытаться надувать Судьбу? Мне тогда в голову не приходило, что судьба для аккадцев была не мистическим Провидением, от которого, конечно, не уйти, а совершенно конкретным, индивидуально-определённым вектором силового поля, — именно, поля магического; и они говорили об этом ещё более обыденно, чем мы говорим о магнитном поле.

Также и с этими раскачивающимися брахманами. 

Наше рассуждение, подчиняясь тропам доступной ему матрицы, уподобляет их вращающимся дервишам Мехлеви из Конии, но это аналог мнимый; ибо Джалаледдин Руми был прежде всего мистиком, и вращение -- не способ впасть в "транс" для вступления в диалог с бесами, у которых есть точно известные имя и место жительства, а вариант гностической практики для неисповедимого познания Вседержителя. 

Брахманы заставляли свои неприученные к полёту тела описывать эти убийственные дуги -- и ведь очень многие убивались вполне даже буквально -- не для мистического совокупления с воздухом, не для общения через тонкие миры с Шивой или Вишной (версия, которую я вычитал в одном из поднятых по возвращении в СПб этнографических источников), не для того, чтобы компенсировать отсутствие тарзанки в целях получения адреналинового драйва, нужного для прозрения сермяжных истин, да вообще не для какого-либо личного опыта, я уж не говорю об опыте духовном. Сакральной задача их полётов была не более, чем задача полётов на станцию "салют" современных космонавтов; но если космонавты там хоть чуть-чуть занимаются наукой в "мирных целях", брахманам было не до науки. 

От них ждали только прикладных результатов. Совсем нетрудно догадаться каких: качание на качелях было гвоздём программы Праздника урожая -- конец января, 2-й месяц лунного цикла. Рис почти собран, родившая его земля истощена, но очень скоро ей предстоит вобрать в себя новые семена и дать жизнь новому урожаю. И землю поэтому нужно зарядить животворящей энергией. Раскачиванием на качелях и создавалось то самое магическое поле, которое ментальным усилием профессионального чародея конвертировалось в меры восстановления почвенного слоя и подготовки его к новой вспашке... И отзывчивая тайская земля никогда не подводила. 

* * *

Когда увидите себя во сне раскачивающимся на качелях, можете не ходить к психоаналитику, спросите у Вольфсона, и я вам скажу: с животворящей энергией у вас всё замечательно. Настолько, что вам очень давно хочется ею поделиться. Смайлик "подмигиваю".В связи с обсуждаемой темой не считаю нескромным рекомендовать к прочтению роман Терри Пратчетта (в пер. В.Вольфсона) "Вещие сестрички". Старик Пратчетт отлично понимал истинные задачи магии... Это абсолютно рутинная, предметная, приземлённая, причём изначально в буквальном смысле, деятельность -- всё равно как выполоть сорняк, разбросать навоз, потравить червей. 


Вложения:
x_90355c5f.jpg
x_90355c5f.jpg [ 53.2 КБ | 6139 просмотров ]

_________________
Мы, волки, не скулим, как шакалы, и не лаем, как собаки. Мы завываем, наводя ужас на весь лес.
Вернуться к началу
 
СообщениеДобавлено: 09 июн 2015, 13:39 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 23 дек 2014, 20:29
Сообщения: 2352
Откуда: Санкт-Петербург
Одновременно со столичным Праздником Урожая, приуроченном к сеансам оплодотворяющей магии, или быть может чуть позже него, потому что селяне никогда ничего в принципе не празднуют в пору сбора урожая, итак, следовательно, где-то в феврале в деревнях тайский народ празднует так наз. Бун пхравет. В нём много всяких интересных нюансов, но нас интересует только элемент под названием лен пленг. Точнее, комментарий к нему советской этнографической школы как ещё один яркий пример того, что не только магию, но и ментальность тайского народа наша школа не осилила.
Участники действа движутся по кругу, изображая жнецов, "обмениваются фривольными остротами с ведущим и между собой, импровизируют стихи, поют. Заигрывания мужчин и женщин между собой наводят на мысль", -- как бы вы думали, на какую мысль могут навести умного человека заигрывания мужчин и женщин между собой, -- так вот: "на мысль, что в отдалённом прошлом этот обряд мог сопровождаться половым общением его участников, что имело целью вернуть уставшей после родов земле способность к плодоношению". ("Календарные обычаи народов ЮВА". М., Наука, 1993 стр. 231).
Похвальные попытки ухватиться за утилитарную сущность магии будут неизменно терпеть крах, если с их помощью мешать тайцам нормально по-человечески, по-половому общаться. Если их чистое, как слеза комсомолки, половое общение уличать в каких-то бесовских кознях. Магией в Таиланде занимались брахманы. Миряне же видели и видят свой долг в том, чтобы поддерживать себя в особом психоэмоциональном состоянии "санук".
Описанная картина "обмена фривольностями" -- совершенно нормальный стиль поведения тайца в малом коллективе. Неизменный восторг, который доставляет моркови шлепок руки фаранга по её заднице -- явление того же ряда.

_________________
Мы, волки, не скулим, как шакалы, и не лаем, как собаки. Мы завываем, наводя ужас на весь лес.


Вернуться к началу
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему  Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ 2 сообщения ] 

Часовой пояс: UTC+03:00


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited
Русская поддержка phpBB