Клуб путешественников

Самостоятельные путешествия, страноведение, культурные различия.
Текущее время: 28 мар 2024, 20:04

Часовой пояс: UTC+03:00




Начать новую тему  Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 11 июн 2015, 02:01 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 23 дек 2014, 20:29
Сообщения: 2352
Откуда: Санкт-Петербург
Зеркало, в которое нация не глядится.

Известно, что Освальд Шпенглер сумел первым построить функцию определения культурного облика нации с учетом восприятия данной культурой пространства и времени. Немецкий ученый за каждой нацией закрепил соответствующий график, отражающий вектор ее устремленности и пластический склад душевных ресурсов. Более того. Матрица пространственно-временной ориентации превратилась в родимое пятнышко, которое Шпенглер отыскивал в самых неприметных, малодоступных и не слишком, на первый вид, обязательных проявлениях национальных культур, в понимании математического числа, в форме конька крыши, в построении водостоков...

Путешествуя по разным мирам и странам, я не уставал дивиться тому, что столь тщательный и вдумчивый исследователь не пожелал увенчать свой блистательный анализ могучим и сладостным аккордом, решающим и несгибаемым доводом в пользу своего метода расшифровки культуры, для чего, конечно, следовало выбрать репрезентативнейшую или, как говорят, прозрачную, из всех возможных выкладок, каковую могло бы предоставить Шпенглеру изучение отхожих мест, выгребных ям, удобств, сортиров, уборных и проч.

Действительно, поворачиваясь лицом к внешнему миру, национальная культура искажает свое выражение, ибо неминуемо приобретает черты зеркала, передразнивая созерцающую сторону. Если же она обращается лицом к себе, стремясь соорудить некое подобие зеркального отражения, примером чему принято считать литературу, она, не узнавая себя, начинает страдать жеманством и истеричностью. Отхожее место -- это зеркало, в которое нация не глядится, и оттого-то унитаз -- универсальный таз -- становится модусом всего исподнего, исконного, изначального, pure and genuine, что есть в этой нации. Самобытность народа, явленная в устройстве санузлов, не ориентирована на показуху или фиглярство. Архитектоника кабинетов уединения не рассчитана на внимание посторонних. Она не знает двойной игры, не ведает и дальнего прицела. Разумеется, в недрах народной жизни может найтись немало феноменов культуры, рассчитанных только на внутреннее пользование. По линии консерватизма, целомудрия, неангажированности к сортирам ближе всего стоят типовая провинциальная застройка, устройство какого-нибудь чесала или щети, изгиб и цвет стекла бутылки старорежимного портвейна, -- но эта близость астрономического порядка, как от более яркой звезды к менее яркой. Культура не знает более адекватной модели самовоспроизведения, чем санитарные удобства.

В древних джайнистских храмах Индии поклоняются симпатичному лысому божеству. Это божество имеет две канонические инсигнии -- повязку на рту, наподобие докторской, и веник в руке. Таким образом, неосторожные букашки получают иммунитет от заглота и расплющивания. Любовное, даже интимное восприятие индийской культурой окружающего мира получает выражение в культе чистоплотности. Реальность должна всегда возвращаться к своей первозданной беспримесности и беспорочности. Отправляясь в Индию, запаситесь несколькими рулонами туалетной бумаги; в противном случае вам придется возвращать себя к первозданной беспримесности, подмываясь из небольшого кранчика, что инсталлирован в любом индийском санузле, в том числе поездном. Перенаселенность, скудость казны не позволяют поддерживать чистоту на улицах, но после нищеты, смрада и убогости городских кварталов, индийские туалеты поражают своей относительной прибранностью, которая, конечно, сильно уступает немецкой, но заметно превосходит российскую (в платных туалетах). Лучше не фантазировать, во что превратятся российские гальюны, если нам суждено когда-нибудь изнищать до индийского уровня, -- но тому, кто бывал в Средней Азии, незачем бередить себе воображение. Году в 1977-м я еще подростком поехал с мамой по путевке, которая называлась "Путешествие в сказку". Путешествие началось с турбазы в Самарканде, точнее -- с первого посещения каменной сакли, где в земляном полу, за вечно свежими барханами и не пересыхающими амударьями притаились три скромные лунки, над которыми всегда кто-то зависал или стоял. (Турбаза большой, сакля -- маленький). Шок был так велик, что первые пять дней я и думать не мог о дворцах эмиров и медресе. Зато в Бухаре я был освобожден от необходимости смешивать -- милль пардон -- в кучу впечатления. Оставленный на турбазе ввиду слабости желудка (что-то не то, не так или не тем запил), я по десять раз в сутки путешествовал в свою грустную сказку. На последние пять дней группа переехала в Ашхабад, совершенно, кажется, тупой и безликий город, но я там блаженствовал, ибо нас разместили в гостинице -- в номере с удобствами.

Искушенный читатель увидит в отношении узбеков к отправлению нужд тривиальный случай неизжитой кочевой культуры. Это -- азбука ландшафтного детерминизма. Степные жители, вдыхающие простор Евразии. Скотоводы, не ведающие понятий "межа", "рубеж", "ограда" и т.п. Люди, не приученные любить место, в котором они пребывают. Индивид, привыкший чувствовать себя приложением к седлу, старейшине, общине. При этом кочевники на территории Узбекистана осели даже раньше, чем в России.

Санитария кабинетов задумчивости может пониматься и использоваться в качестве идеального индикатора характера связи, которое данное общество поддерживает с индивидом, поскольку не является носителем прагматической социальной выгоды. Обществу, по большому счету, безразлично, как отправляют нужды его члены; устойчивость и надежность социального организма не опосредуется удобствами организма природного. Эта необязательность и бесполезность, по крайней мере с точки зрения социальной выгоды, вероятно, роднит санитарию туалетов с такими аспектами бюджетной политики, как расходы на искусство и старость.

Рассматривая с этой точки зрения европейскую санитарию, я бы с большим удовольствием присудил пальму первенства английским сортирам. Собственно, пальма -- это то немногое, чего им нехватает. Сикхи в чалмах стали частью их обольстительного антуража.

Зайдите в общественный туалет в конце Уайт-холл-стрит около Парламента. Вам не придется рыться в карманах -- туалет бесплатный, муницапальный, о чем вас извещает надпись над дверьми, с просьбой из уважения к некоммерческому характеру учреждения блюсти чистоту и порядок. По всей видимости, посетителя просят воздерживаться от нецелевого или бесцельного использования принадлежностей, поскольку любые огрехи конвенциональных методов прилежно подчищает приставленный к туалету уборщик-сикх. Пока вы управляетесь, сикх стоит в сторонке и делает вид, что занимается своим делом, но как только вы приближаетесь к выходу, начинает движение к вашему терминалу, чтобы проверить его состояние.

По части вылизанности английские клозеты превосходят даже немецкие, но, уступая тем несколько в навороченности (сенсорные сливные устройства и проч.), превосходят их в главном -- в доступности. Мало того, что они повально бесплатны. Внимание английского общества к нуждам индивида, шагнув далеко за убогие рубежи разумного эгоизма, простерлось нынче столь далеко, что в любом мелком ресторанчике или пабе вы можете получить первоклассный сервис. Для этого, впрочем, не забудьте спросить у метрдотеля или бармена: "Is it possible to use your toilet?" Если же вы попроситесь в какое-нибудь по-настоящему шикарное местечко, вам предстоит насладиться упоительными минутами, проведенными в окружении стен, покрытых расписными изразцами, вдохнуть умиротворяющие благовония и, конечно, прихватить сувенир -- рулончик туалетной бумаги класса "люкс", которую в ином случае вы не догадаетесь купить.

Уже поэтому в Англию лучше попадать из Франции, а не наоборот, иначе разочарование от Парижа будет чересчур жестоким. Начать с того, что для спорадического облегчения вам придется бросить два франка в прорезь какого-то инопланетного стального саркофага, который вносит несколько утомительное разнообразие в ансамбли парижских улиц. Если же вы настаиваете на бесплатном решении, то потрудитесь выучить фразу"Эске-сэ поссибль утилизэ вотр туалет?", что, по-моему, звучит как более корявая версия английской фразы, но французы иначе вас не пустят. Могут, впрочем, и так не пустить, -- особенно, если забудете им сказать: "Бонжур, месье (мадам)". Но самое жуткое ожидает вас впереди. Нет ничего смешнее русского, который, спустившись в уборную какого-нибудь парижского бистро, обнаружит там, в обрамлении всяких вензелечков на плитках, с обязательным букетом на столиках, надушенное и едва ли не напомаженное, но наше, кондовое и непотопляемое... очко.

Германия и Польша оставляют двойственное впечатление. Общественных удобств -- мало. В туалеты при ресторанах всегда пускают, но иногда норовят посадить у входа пенсионера, который будет собирать с вас по марке или злотому. При этом немцы приятно удивляют. При входе они денег никогда не берут, а при выходе, если вы копаетесь в кармане больше полминуты, с доброй улыбкой отпускают вас на все четыре стороны.

Обыкновения, сложившиеся в Израиле, вполне отражают общую несуразицу тамошних порядков. Едва ли не самой заметной и яркой точкой притяжения Иерусалима, -- в целом крайне невыразительного, скучного города, -- является изумительный клозет, выложенный из знаменитого иерусалимского мрамора на берегу крохотного живописного пруда. Все это -- в самом центре города, в окружении сотен ресторанов, хозяева которых, настоящие израильские хлебосолы, всегда рады вам угодить.

В этой короткой статье мы нарочно пытались оставить неразъясненными некоторые темные или полемические стороны вопроса, а также воздержались от выстраивания строгой иерархии удобств различных народов, в которую пришлось бы каким-то образом втискивать отечественную санитарию. Читатель должен приучить себя к тому, что плюрализм культур неизбежно означает плюрализм отхожих мест, которыми они пользуются; проявив мудрость и благосклонность, он сумеет без излишнего в этом деле пафоса подыскать объяснения многочисленным различиям в их обустройстве.

_________________
Мы, волки, не скулим, как шакалы, и не лаем, как собаки. Мы завываем, наводя ужас на весь лес.


Вернуться к началу
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему  Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC+03:00


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited
Русская поддержка phpBB