Клуб путешественников

Самостоятельные путешествия, страноведение, культурные различия.
Текущее время: 29 мар 2024, 02:35

Часовой пояс: UTC+03:00




Начать новую тему  Ответить на тему  [ 11 сообщений ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 08 ноя 2015, 20:55 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 23 дек 2014, 20:29
Сообщения: 2352
Откуда: Санкт-Петербург
Прилетел из Копенгагена в Хельсинки, еду в Аллегро. Копенгаген и Дания получат то, что они заслужили, на форуме Wolfson World и репосты в сетях.
Понравилось: тотальная легкость в английском (мне кажется, даже превосходящая голландскую, которая считаетcя образцовой). Готовность помогать, отзывчивость.
Суперские музеи, а в них — умные пояснения (не формально написанные). Копенгагенские SMK (национальная галерея), Луизиана (современное искусство), да и Торвальдсеновский — маст визит.
Впечатлило: обостренная до степени харизмы суровость городской среды. И среды вообще. После освидетельствования Эльсингора хочу уточнить, как Шескпиру угораздило выбрать такой идеально точный сеттинг.
Не понравилось: квартирная хозяйка (возглавит теперь мой антирейтинг). Безобразно обустроенная система предполетного контроля (худшая в Европе, думаю) на фоне плакатов, что она-де лучшая в Европе.
То, что это страна не возглавляет, но олицетворяет ненавидимое мною и большинством френдов политическое явление — это я знаю очень давно.
Для меня же лично все сказанное на самом деле малозначимо. Главная причина, по которой это путешествие состоялось — то, что оно позволило встретиться с моим другом и одноклассником Дмитрием Киселёвым.
Сейчас будут картинки.

_________________
Мы, волки, не скулим, как шакалы, и не лаем, как собаки. Мы завываем, наводя ужас на весь лес.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 08 ноя 2015, 21:08 
Не в сети

Зарегистрирован: 27 апр 2015, 05:01
Сообщения: 1156
Ждем-с

_________________
12 - 23.03.2015 SVO <=> HAV
27.04 - 13.05.2015 DME <=> BKK
10 - 22.09.2015 SVO <=> JFK
31.12.2015 - 10.01.2016 DME <=> BKK
Мои полеты: www.flightdiary.net/Jekamsk


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 16 ноя 2015, 04:18 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 23 дек 2014, 20:29
Сообщения: 2352
Откуда: Санкт-Петербург
Общие впечатления.

Впечатление, пожалуй, одно. Остальное по сравнению с ним -- наблюдения. А вот Впечатление одно. Город Копенгаген и страна Дания впечатлили своей суровостью.


Замок Русенборг
Изображение

Изображение


Ратуша
Изображение


Церковь Св. Николая. Ныне выставочный павильон Kunsthallen Nikolaj. Несмотря на месседж, которая церковь посылает вам ноябрьским вечером, если хотя бы вы что-то понимаете в архитектуре, вы поймете, что это постройка начала XX века, это неоготика. Но какая! Повторю: месседж особенно силен ноябрьским вечером.
Изображение


Мрачным или угрюмым Копенгаген назвать как-то неудобно, потому что всё-таки это столица, город, в котором всегда поди проживала треть или четверть населения этой страны, перехватившей Европу в самом чувствительном месте. Копенгаген может быть и не напичкан шедеврами, но строили его добротно и неуродливо.


Изображение

Изображение


И еще -- эклектика. Она всюду. Полное ощущение, что городские власти до середины прошлого века и думать не думали о сохранении городской среды (вот тебе и социализм, казалось бы). Вернее всего -- продавливались под лоббистским весом местных инвесторов. Они тут тучны и мясисты.


Но эклектика -- это наблюдение. А вот эта тотальная суровость, как стиль, как кредо, как эталон, – вот это поразило. Второй раз употребляю это слово, чтобы вы наконец вспомнили откуда я родом и где живу всю свою жизнь. Мой город ведь не просто на Балтике, мой город – чемпион по числу и качеству тени (или Тени, с большой буквы), особенно, знаете ли, в ноябре.


В целом, тут стоило бы напомнить или сообщить людям, которые на Балтике не родились, что наше самоощущение очень отличается от континентального, и в этом смысле мне датчане очень близки.
Изображение


Мы неизбежно задумчивы, мы внимательны, мы вдумчивы, и не то чтобы не суетливы, нет, но привыкшие к эфемерности перспективы, осторожно относимся к стремительным людям. При этом, как известно, мы живем достаточно бесшабашно, по сравнению с москвичами.


И тем не менее, меня, родившегося и прожившего в Петербурге 50 лет, суровость Копенгагена потрясла. Куда не кинешь взор – всё сделано так, чтобы не поддержать ваш тонус, а… да вообще без всякого «чтобы». Здания выдают характер людей, которые их строили. Этим явно было, простите, пох, на ваш тонус. Ну вот совсем. На вас и на ваш тонус.


Королевский замок Христианборг
Изображение

Изображение

"Ты еще крепкий старик, Розенбом!"
Изображение


Тут впору сказать о том, что современные датчане, по крайней мере внешне, очень отзывчивы и никогда не отказывают по крайней мере в попытке помочь. Так не может ли статься, что эта отзывчивость -- внешняя и совсем не выдающая истинную природу? Ведь вряд ли могло быть так, что такая архитектура, а вы видите фотографии, тотально покрыла страну, в которой живут приветливые люди, с легким, так сказать нравом. Это при такой-то тяжеловесности их пластического самовыражения?


На этот вопрос я должен ответить отрицательно. Нет, по-моему, этого не может быть. Я привык верить в то, что архитектура выражает душу народа. Причем бессознательно. Народ себе думает, что строит красивый дом, а на самом деле он выражает душу.


Børsen -- Биржа (XVII в.)
Изображение


Неважно когда в Копенгагене строят здание. Неважно, в каком стиле. Всегда получается одно и то же, всегда одно и то же. Это вот например получилось совсем недавно.
Изображение


Вот, например знаменитая Датская национальная картинная галерея (1896 г). Музей -- маст ду. Фанаты живописи не уйдут оттуда три дня. Он действительно крут. А вот как это выглядит снаружи.
Изображение


Нет, я понимаю, что при такой погоде иначе здание выглядеть не может. Но где-то я слышал, что погода является следствием климата. И я не думаю, что в самые отчаянное для Петербурга время года наши здания столь же бесприютны. Примечание: это одно из самых жизнерадостных зданий города.


Милые улочки датской столицы
Изображение

Изображение

Изображение


Методистская церковь (тоже неоготика)
Изображение



Допускаю ли я, что ошибаюсь? Безусловно. И опыт мал, и были мы, за небольшим исключением, только в столице. А это серьезный торговый город. Впрочем, глазели мы из окна поезда и на датское село и городки. Не столь сурово, но столь же аскетично и невзрачно.


Побывали в городочке Хумлебек (где музей Луизиана) -- та же невзрачность.


С другой стороны, я не могу не сказать, что в таком городке как Хельсингёр домики выглядят поприветливее. Поживее. В датском самоощущении.
Изображение


При этом в городке находится крепость Кронбург, это вотчина Гамлета (не выдуманная, а реальная в том смысле, что Шекспир имел в виду именно этот городок и эту крепость). Крепость, как и положено датской крепости, является апофеозом лучезарного взгляда на мир. Это спазм души в теле с очень нелегким пищеварением.

Изображение

Изображение



Вот на это тоже обратите внимание, пожалуйста.
Изображение
Переведу. Эта галерея использовалась королевой и придворными дамами для совершения ежедневного моциона. Идея была в том, чтобы не выходить на улицу [где сыро грязно] дабы обувь не поизносилась прежде положенного ей срока службы. Нормально? Вы можете представить такие нравы при испанском дворе, например? Про русский молчу. При флорентийском? Да при британском хотя бы?


Шекспир идеально выбрал сеттинг для действия.
Изображение

Изображение


Именно в этом месте Дания сполна отрабатывала выгоды своего уникального географического положения -- пробки в Балтийском море. То есть попросту перекрывала его в этом месте. Пролив Эресунн (Зунд). До шведского берега -- два километра. За откупоривание пробки Дания взимала дань (не от этого название страны, нет?) Название этой подати вошло в историю под собственным именем -- и стало в языке именем собственным. Пишется с большой буквы. Вы знаете аналог? Øresundstolden, Sundzoll, Sound Dues, Зундская пошлина. Кто не хотел платить - загонялся обратно в бутыль. Для этого Кронбург и строился. Пушки, стоящие на бастионе, исключали всякие попытки торга до конца XIX века.


А еще все эти мои рассуждения подтверждаются опытом, пережитой с квартирной airbnb-шной хозяйкой. Я на самом деле не знал, что она будет проживать в забронированной моим другом квартире. Да и знал бы -- вряд ли бы отклонил его предложение снимать вместе. Не только в экономии конечно дело. Мы эту поездку как раз планировали с расчетом на то, что прежде всего будем там общаться. И может быть даже во вторых посматривать на Данию. Но в будущем боже меня упаси снимать в airbnb жилье с включенной хозяйкой. No way. Вторая мораль -- говорите что хотите, а у отеля всегда будут преимущества. Даже по сравнению с тем вариантом, когда хозяйка не включена. Ибо вот тут есть тот самый человеческий фактор, которого в профессиональном хостельерстве нет, он изымается из силового поля. В этом-то и суть профессионализма. Здесь же человечинки не избежать, придется отведать. А она на вкус разная.


Третий вывод кстати в том, что airbnb еще всегда уступает гостиницам по верификации ценности отзывов. Дело в том, что очень сложно написать негативный отзыв про частного человека, с которым общался. Даже если это общение ограничилось передачей ключей и 2-х минутной рекогносцировкой -- магазин, остановка, кафе, а вот шкаф с бельем, если нужно. Про Иду, конечно, отзывы были только хорошие.


Но мне на самом деле эта хозяйка сейчас интересна не с точки зрения опыта airbnb, а именно как ключ к понимаю датчан. Возможно, она является вещественным доказательством моей правоты: датчане совсем не таковы, каковы кажутся, когда обращаешься к ним по-английски на улице, и они словоохотливо откликаются. Впрочем, еще раз, -- опыт мой мизерен.


Ида ни разу не хамила (вербально). Ни разу не повысила голос. Ни разу не высказывала претензий. Правда, ни разу и не извинялась -- ни за отсутствие горячей воды в раковине, ни за отсутствие ее и в душе (в первый день, а потом у меня не возникло желания пробовать, вы сейчас поймете почему), ни за очень плохой интернет (мне приходилось выходить в коридор или на кухню).


Ида постоянно мыла пол. Нет, не только пол. Все поверхности. Не знаю, как насчет стен и потолка, но все, чего мы касались, немедленно подвергалось санобработке. Меня не нужно ставить в пример для воспитания аккуратности, но в чужом доме веду себя очень дисциплинированно, особенно в доме таких, как Ида (первой минуты разговора с ней хватило, чтобы забыть о том, что мой статус клиента, или друга клиента, что-то тут меняет). На всякий случай: Дима безусловно договорился с ней, что мы будем снимать вдвоем.


И при этом на наши предложения помыть посуду говорила: ничего страшного, оставьте, я поставлю все это в машину.


Но все, что бы она ни делала и не говорила, она делала и говорила так, что всякий раз я беззлобно думал: "вот почему у таких женщин не бывает детей -- это не следствие, это причина" или просто "какой ужас".


В последнее утро я был приведен в состояние абсолютной паранойи. Вы думаете, я сверхчувствителен к таким ситуациям? Нет. Понимаете, вот если вы живете в квартире и всякий раз когда вы встречаете хозяйку вы говорите ей "доброе утро" или "добрый вечер" а она в ответ "Ой", то да, на четвертый день вы думаете только о том, чтобы как можно быстрее собраться и оказаться на улице.


Я постоянно напоминал себе о том, что в таком состоянии что-то могу забыть, и так и вышло, -- выйдя на улицу, я тут же понял, что оставил фотоаппарат (полагаю, что многим путешествующим это знакомо: фотоаппарат кладется на какую-то поверхность, чтобы быть схваченным в последний момент перед выходом, но этот ход планирования не встраивается в инстинкты).


Когда спустя минуту после ухода я звонил в дверь, я был практически уверен в том, что Ида не откроет -- ну, как будто не услышит звонка из-за гула автоматического полотера, которым она уже час обрабатывала пол. Вы хотите спросить меня -- Вольфсон, ты не снимал обувь?? отвечаю: я снимал, но интереснее то, что Ида сама предлагала ее не снимать.


Но дверь открылась, и она как ни в чем не бывала спросила "что-то забыли?".


Таким образом, всем, думаю, видно, что проблема тут была вовсе не в нарушении нами порядка. Мы снимали обувь, несмотря на то, что нам предлагали не снимать. Мы предлагали помыть посуду, но нам говорили что не стоит, есть машина. Мы тщательно вытирали все поверхности на кухне и в комнате.


Мы ни разу не ссорились и не высказали друг другу никакого прямого или косвенного неудовольствия.


Но что-то с этой женщиной было не так. Что-то с ней когда-то пошло не так. Настолько не так, что я приходил в себя потом несколько часов, и окончательно был в норме, только когда хлебнул вина в бизнес-лонже аэропорта, куда у меня теперь есть доступ благодаря Priority pass.


Однако я благодарен Иде за то, что она очень углубила мои размышления о датчанах. Она открыла перспективу. Мне страшно интересно: это просто, ээ, сложная личная жизнь 40-летней женщины? Или, как я склонен все-таки думать, особенности датского характера (вспоминаем их архитектуру, которая сейчас будет проиллюстрирована фотографиями).


Было бы хорошо, если бы кто-то из коллег тут написал свои впечатления о датчанах. Но я не исключаю, что мне придется сделать еще один заход. Причем, вопреки данному в этом посте обещанию, нацеленно снимать в Дании квартиру с живущей в ней хозяйкой (или хозяином). Мне правда стало интересно.

_________________
Мы, волки, не скулим, как шакалы, и не лаем, как собаки. Мы завываем, наводя ужас на весь лес.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 17 ноя 2015, 02:10 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 23 дек 2014, 20:29
Сообщения: 2352
Откуда: Санкт-Петербург
Теперь, пожалуй, что-нибудь про конкретные места.

Сначала о музее Торвальдсена. Бесцветный камень в стылой воде, назову этот очерк так.

Классика в наше время в скульптуре, допускаю, популярна не слишком, и тому свидетельством малочисленность посетителей в музее, который является, так сказать, иконическим для Дании.

Во-первых, сам Торвальдсен фигура абсолютно осевая для всей Дании. Это, возможно, самый знаменитый датский деятель визуальных искусств и уж точно самый знаменитый ее ваятель. Но это звучит не очень убедительно, да? Правильнее сказать сразу о том, что Торвальдсен был офигенно мощный чувак в своей эпохе. Он на самом деле один из самых прославленных скульпторов своего времени, то есть классического XIX в.

Во-вторых, сам музей. Он действительно очень красив и конечно же -- это ещё одна ода классицизму. Но ещё красивее его история. Торвальдсен, на самом деле, как и большинство его современников из чахоточных и просто сырых стран, предпочитал жить в Италии. А что не жить в Италии, когда вы сказочно богаты, потому что ваши работы заказывает вся Европа, причем "вся" -- это римские папы, императоры, цари и немного князья -- не ниже.

Однако Данию он любил. Возникла у него идея все свои работы, эскизы, проекты, гипсовые оригиналы (из которых потом делались мраморные копии), а также здоровущие коллекции вернуть на родину, но при условии, что король даст согласие на открытие музея. А музеев-то в Дании в то время не было. Да и Торвальдсену хотелось музей прям в центре столицы. Король скрепя сердце дал отмашку, распорядившись отодвинуть свои конюшни.

Ну а теперь собственно можно наслаждаться Торвальдсеном и пустотностью залов. Сокрушаться о незначительности интереса современного человека к неоклассическому искусству XIX в (исключая пожалуй архитектуру) -- дурной тон. Лицемерие. Сами-то часто читаете литературу той поры? Фонвизина, Сумарокова, Державина, Ломоносова? О скульптуре не спрашиваю. Просто потому, что сам плохо разбираюсь. Ну то есть знаю конечно Федота Шубина и Мартоса.

Но Торвальдсен был еще и плодовит. И конечно очень точен. Осматривая его работы, понимаешь почему заказы текли рекой -- все сделано элегантно, строго, сдержанно. Классика, да еще и датская. Но если вы присмотритесь -- присутствие характера во всех образах несомненно. Статичного такого, как стылая вода. Ну что делать. За темпераментом Торвальдсен и сам вынужден был эмигрировать в Италию. Собственных ресурсов у него не было.

Здание музея.
Изображение



Венера
Изображение


Изображение



Сидящий еврей.
Изображение



Русские красавицы.

Изображение

Изображение



Изображение

Изображение



А вот Амур разглядывает карту, загруженную в память смартфона Психеей.
Изображение


Наиболее заметные посетители
Изображение


Изображение


А это сам Торвальдсен
Изображение


Изображение


Торвальдсен, когда разбогател, увлекся коллекционированием античных артефактов. Ну и вот.
Изображение


И всё-таки самую знаменитую работу Торвальдсена Вольфсон оценил годом раньше. Это "Умирающий лев" в швейцарском Люцерне.

Изображение

_________________
Мы, волки, не скулим, как шакалы, и не лаем, как собаки. Мы завываем, наводя ужас на весь лес.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 17 ноя 2015, 12:52 
Не в сети

Зарегистрирован: 12 янв 2015, 10:42
Сообщения: 63
Цитата:
Было бы хорошо, если бы кто-то из коллег тут написал свои впечатления о датчанах.

Ну, Володь... Заставил задуматься о том, о чем я до этого не размышлял глубоко. До сих пор не было у меня в голове такой "галочки" о датчанах, что что-то с ними не так. Ну, разве что, могу со 100% уверенностью сказать, что они совсем не такие, как итальянцы. :)
Однако... Если внимательно вспомнить всех трех хозяев, то какую-то условную параллель между ними провести можно. Мы жили в Дании 2-х частных миниотелях, а также снимали частный дом, вернее, его второй этаж, с отдельным входом (хозяева жили на 1-м этаже и мы их практически не видели, только при заезде-выезде). Параллель в том, что все они были предельно (даже слегка чрезмерно) вежливыми и предупредительными, улыбчивыми и, как ты и пишешь, Володя, разрешали буквально все. Но, в то же время, на контакт не шли. Действительно, есть впечатление, что улыбка и вежливость - это лишь внешняя "одежка". Но что там у них в глубине, что с характером - я, честно говоря, не знаю и не пытался разобраться. В общем, владельцы жилья и не обязаны идти на контакт с постояльцами, а с точки зрения исполнения своих обязанностей - у меня к ним претензий нет. Но чувство какой-то поверхностности от общения осталось. Тем не менее, к двоим хозяевам у меня совершенно ровное отношение, а вот хозяйка последней гостиницы не понравилась. Это была пожилая женщина, но какая-то учтиво-скользкая... как будто все время наблюдала искоса за постояльцами, чтобы они не сделали чего-то не того.
Зато на улице прохожие прекрасно шли навстречу, готовы были потратить свое время, чтобы помочь, подсказать маршрут. Пропускали свой автобус на остановке, но заходили в интернет со смартфона, чтобы посмотреть время работы интересующего нас объекта и маршрут транспорта к нему. Когда мы посещали королевскую конюшню, зашел конюх (или как там его) и сказал по-датски, что сейчас будет подковывать лошадей. Мы не поняли, а гулявшая рядом семья с детьми проследовала за ним. Когда мы позже вышли и подошли к другому входу, то увидели этот процесс, но не с начала. Детям из той семьи вручили снятые подковы. А их отец вдруг спросил у нас по-английски, не хотим ли мы тоже для ребенка. Потом пообщался с конюхом, и тот также вынес нам "королевскую" подкову. Дочери было радостно, а мне приятно от такой учтивости.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 17 ноя 2015, 13:11 
Не в сети

Зарегистрирован: 12 янв 2015, 10:42
Сообщения: 63
Про суровость. И поддержу, и не поддержу.

Впечатление суровости, как абсолютная доминанта, у меня возникало лишь в двух местах: в Карелии и в Гамбурге. Но второй - это ведь практически рядом с Данией.
А в этот раз в Дании суровость отмечалась как-то местами, как одна из ее черт, но не более того. Может быть, потому, что мы были в мае. С одной стороны, в Дании в это время "уже ничего", а с другой стороны, у нас в России еще незадолго до этого было "как-то не очень". Поэтому заметного контраста у меня не возникло.
Еще, если проехаться по сельской местности (вне Копенгагена), то там, как и во многих других частях Европы, все выглядит весьма ухоженным, аккуратным и благоустроенным. Это тоже сглаживает впечатления, т.к. ранневесенние подмосковные пейзажи едва ли не более суровыми кажутся.

Наибольшее недоумение (в плане серости, неприглядности и суровости) у меня вызвали окраины Копенгагена. Там, где частные дома стоят - нормально, а где малоэтажная городская застройка - это ужас какой-то, полнейшая убогость. Нигде такого не видел. Для меня эти наблюдения были, как полный диссонанс с знанием того, что Дания - одна из богатейших стран Европы. Не уложилось это в голове никак.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 17 ноя 2015, 13:38 
seal писал(а):
Наибольшее недоумение (в плане серости, неприглядности и суровости) у меня вызвали окраины Копенгагена. Там, где частные дома стоят - нормально, а где малоэтажная городская застройка - это ужас какой-то, полнейшая убогость. Нигде такого не видел. Для меня эти наблюдения были, как полный диссонанс с знанием того, что Дания - одна из богатейших стран Европы. Не уложилось это в голове никак.

А в Христиании довелось побывать?


Вернуться к началу
   
СообщениеДобавлено: 17 ноя 2015, 15:34 
Не в сети

Зарегистрирован: 12 янв 2015, 10:42
Сообщения: 63
Не, мы были с ребенком - не стали туда ходить.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 18 ноя 2015, 01:49 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 23 дек 2014, 20:29
Сообщения: 2352
Откуда: Санкт-Петербург
Nekto писал(а):
seal писал(а):
Наибольшее недоумение (в плане серости, неприглядности и суровости) у меня вызвали окраины Копенгагена. Там, где частные дома стоят - нормально, а где малоэтажная городская застройка - это ужас какой-то, полнейшая убогость. Нигде такого не видел. Для меня эти наблюдения были, как полный диссонанс с знанием того, что Дания - одна из богатейших стран Европы. Не уложилось это в голове никак.

А в Христиании довелось побывать?

В Христиании я коротко побывал. Сейчас расскажу. Но прежде выражу поддержку практически всему, что прочитал из сказанного Сергеем (seal). Опыт у него больше, но тем ценнее то, что я, в принципе, вижу свои ощущения и предположения встроенными в его наблюдения. Понятно, что выводов не делает ни он, ни тем более я.

Что до суровости -- я имел в виду все-таки архитектуру, пластическое самовыражение нации. То что я видел -- это потрясшая меня суровость. Не буду говорить "угрюмость" -- потому что "угрюмость" может быть таким настроенческим словом, а датчане не были угрюмы в смысле дурного настроения, это их нормальное состояние. Ну или ещё "угрюмость" может указывать на эстетические промахи, а этого тоже нет: столица! Как я уже писал, строили добротно. Хотя шедевров мало по сравнению со многими городами Европы; скажем, Стокгольм несопоставимо красивее.

Ну вы видите на фотографиях. Посмотрите на Христианбог, на Русенборг, на Кронбург, да на всё прочее. Ну вот Христинаборг -- королевский дворец -- ну можно такое представить в столице другой страны, пусть и северной? Россия ведь тоже северная страна. Да и нрав наш нелёгок. А уж историю по масштабу лишений сравнивать неловко.

На мой взгляд, очень полезно в этой связи вспомнить Таллин. Ведь Таллин, собственно, переводится с эстонского как "Датский город" (тут надо сказать, что датчане империю не построили, но из колоний своих -- Исландии, Норвегии, Гренландии, Фарер, Эстонии -- все соки повыжимали). 150 лет датчане владели Таллином. Ну правда "оккупацией" эту колонию трудно назвать -- ввиду того, что эстам эти территории никогда не принадлежали. Но не суть. Я об архитектуре. Многие ведь шедевры таллинской архитектуры построены датчанами в XIII - XIV в., когда они владели городом. Например, Олевисте, Ратуша, да вообще основная часть старого города. Таллин своей красотой и органичностью искупает свою суровость -- он был далеко не столь богат, как столица метрополии, с которой богатство сыграло злую шутку: обычная судьба богатых столиц (кроме Петербурга по его внутренним причинам). Выкупали место застройки и делали там, в условиях отсутствия публичного контроля, то что душа просила. А она всегда просит бессознательно усваиваемых образцов эпохи. Отсюда эклектика столиц. Правда, в Копенгагене она значительно зашкаливает против обычных стандартов (по-моему).

И еще -- внутреннее убранство Кронбурга. Я написал об этом выше, но кратко. Меня потрясла эта аскетичность и... не умеренность, нет, и даже не бережливость, а дикая экономия во всем. Ни малейшего вкуса ни то что там к роскоши, а просто к любым ну хоть сколько-то избыточным украшательствам. У нас так жили какие-нибудь богатые крестьяне, ну или очень бедные помещики. Старик Дубровский полагаю жил куда шире.

Даже главное место увеселений Кронбурга --- большой бальный зал -- выглядит очень аскетично.

Изображение


Выше я писал о том, что дамская галерея использовалась королевой и фрейлиной для ежедневного моциона -- на фига на улицу выходить, там Дания, там сыро и грязно, зачем обувь портить?

А в большом бальном зале датские короли устраивали регулярные пиры, со всем репертуаром того времени -- на столе фазаны, павлины с опереньем, олени, боровы с яблоком в пасти, раки и омары, вот это всё; подле столов акробаты-скоморохи. Насколько это было грандиозно по масштабам остальной Европы -- сказать сложно. Но я напомню, позволить эти ребята себе могли очень многое. Всю европейскую морскую торговлю контролировали именно они. Так что на имиджевые акции, при дикой экономии в повседневном быту, им хватало.

Итак, закончен пир, и дальше наступает быт и повседневность. Вы уже догадались, что большой бальный зал не пустует. Там устраивается, разумеется, склад. Там хранится вообще все, что нуждается в хранении. Гигантская кладовка -- в самом большом бальном зале Северной Европы. Вы где-то о таком слышали? Я -- нет. Об эстетике, о гобеленах, которые на стенах, казалось бы, смотрятся по крайней мере престижно, никто не думает. Хранится всё: овощи, фрукты, складные столешницы, строительные материалы.

Да, датчане отзывчивы. Я снова могу это подтвердить и полностью присоединяюсь к сказанному Сергеем. Но может быть это генетически выпестованная привычка малого народа, численность которого раз в 15-20 ниже французов, итальянцев, немцев, испанцев, англичан? Даже голландцев, историческая судьба которых столь подобна датской, в 2,5 раза больше. И при этом этот малый народ, оказавшись хозяином Балтийского моря, должен был постоянно собирать дань с европейской торговли, ловить и продавать рыбу, колонизировать своих менее удачливых скандинавских соплеменников. Должен он был все это делать, рискуя в какой-то момент окончательно надоесть тем же англичанам, например. В 1807 году неумное дипломатическое решение (Дания поддержала Наполеона в континентальной блокаде Британии) привела к англо-датской войне. Англичане легко взяли Копенгаген. Дания вынуждена была выйти из унии с Норвегией (а эту "уния" была по сути колонизацией Норвегии), не забыв правда прихватить с собой Исландию и Фареры.

Другими словами, датчане более чем любой другой народ Европы, более даже чем может быть голландцы, генетически привыкли вести торговые, дипломатические и таможенные дела с иностранцами. Они их постоянно вели. Это было их формой жизни.

_________________
Мы, волки, не скулим, как шакалы, и не лаем, как собаки. Мы завываем, наводя ужас на весь лес.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 18 ноя 2015, 01:56 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 23 дек 2014, 20:29
Сообщения: 2352
Откуда: Санкт-Петербург
Христиания.

Да, легкие наркотики там продаются абсолютно свободно. При этом висят объявления, которые кажутся игривым маркетинговым ходом. "Не вздумайте фотографировать, торговля марихуаной до сих пор незаконна".

Изображение

Ничего потрясшего меня в ходе короткой прогулки не обнаружил. Ну а что меня должно было потрясти? Ну вот да, с точки зрения какой-то абстрактной истории урбанистики, это незаурядное явление. Такого не было, чтобы сквоттеры получили самоуправление. И при этом фактически (хотя конечно не юридически) суверенитет в наиболее существенной для них части публичного права -- в вопросе "legalize".

Изображение


Но я уверен, что современному человеку явлено достаточно доказательств мнимости такой свободы. Мне всегда казалось, что тяга получить независимость от общества, это не движение к свободе, это движение к другому набору ценностей. Да только "легализаторы" (как собирательный термин для современного анархизма) почему-то лукаво маркируют это свободой. Назовите что-либо выбором свободы -- и продажи вашего биографического выбора значительно повысятся к базовому периоду прошлого года.

На форуме (в прошлом его изводе) мы видели множество неглупых соображений относительно дауншифтеров.

Они хотят свободы, но получают регресс, деградацию, потому что свобода так не обретается, а вот социальные институты (на самом деле гарантирующие свободу) -- утрачиваются.

Христиания -- это убогие, задроченные здания, похожие на трущобы, в которых живут брюссельские арабы или балканские цыгане. Это много страшнее, чем хрущевки на окраине районного центра в нашей глубокой провинции. Это и соответствующие лица. Будущего у них нет. У детей теоретически (и по сравнению с аналогичными районами США, Лондона или Франции) -- есть, все-таки Дания управляется социал-демократами.

Изображение

Мнится мне, что своих детей легализаторы успокаивают вот этим, что вы видите ниже. Вот этой мнимой маркировкой мнимых границ. Так делают все, кто обретает мнимость, заметьте это. Мнимую независимость в том числе. Они размечают границы.

Мы, конечно, живем так как живем, сынок, зато вот что у нас есть. Это, конечно, стёб, сынок, но для нас это символ.

Изображение

Изображение

_________________
Мы, волки, не скулим, как шакалы, и не лаем, как собаки. Мы завываем, наводя ужас на весь лес.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 19 ноя 2015, 08:20 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 23 дек 2014, 20:29
Сообщения: 2352
Откуда: Санкт-Петербург
Расскажу об одном месте в этом городе, которое -- особняком: оно светлое, оно возвышенное. И поэтичное. Обнаружено было неожиданно. Говорю о замке и парке Kastellet.

Вложение:
Clipboard04.jpg
Clipboard04.jpg [ 112.58 КБ | 10029 просмотров ]


Крепость построена в XVII в. для охраны северных границ города. Из сказанного выше должно быть ясно, что маленькая миролюбивая Дания, легально грабившая всю Европу до конца XIX в. через свои зундские пошлины и державшая под своей пятой Северную Европу, имела, что охранять. Военную свою роль Кастеллет, видимо, тоже сыграл, но когда Дания становилась совсем уж поперек горла европейским хищникам (своего времени) с амбициями, Кастеллет проблем последним не создавал. Так было и при шведской осаде Копенгагена спустя несколько лет после строительства (в тот период, когда шведы, до поражения от русских, пытались строить империю), затем во время упомянутой выше англо-датской войны (когда империю строили британцы), и наконец в апреле 1940 г -- двухчасовая война с Рейхом собственно состояла из операции из захвата немецким десантом Кастеллета (одновременно колонна практически безоружных велосипедистов и мотоциклистов вермахта пересекала границу из Шлезвиг-Гольштейна). Надо сказать, что скоротечность этой двухчасовой операции позволяет вам знать всё что вы хотели знать о датском сопротивлении нацизму -- вы оцените её, прогулявшись по парку и крепости; даже быстрым шагом и строго по определенному маршруту, прогулка занимает не менее часа.

Снова подчеркну, что насмехаться над датской военной мощью глупо -- вся Европа веками исправно платила Дании дань за пользование Балтийским морем. В Кастеллете до сих пор располагается действующий гарнизон, ну или скорее все-таки военная база. Сама крепость считается редким устоявшим до наших дней образцом фортификации своего рода -- типичная крепость бастионного типа. Такие стали строить в эру прогресса артиллерии: невысокие стены, выступающие остроугольные равелины, которые совместно, благодаря высокому фронту поражения, прикрывали подходы к крепости в условиях, когда строить крепость на возвышенности в расчете на отстрел наступающих из луков и арбалетов стало бессмысленно.

Историю я рассказываю всегда -- для контекста. Даже когда она военная. И кто-то ведь черпает в военном искусстве вдохновение. Но нас, прекрасный и поэтичный читатель, будет вдохновлять все-таки природа. Тем более, если у нас с вами есть вкус к красотам севера и к балтийским видам.

Разделим чувства скупых на них (опять см. выше) суровых копенгагенцев, которые очень любят парк Кастеллета. Некоторые картины завораживают, я это не преувеличиваю. Здесь мне повезло еще в том, что в начале ноября в Копенгагене апогей золотой осени, который приходится в Петербурге и его парках на начало октября.


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение

Мельница 1847 г.
Изображение


Изображение


Изображение


Вид на англиканскую церковь Св. Альбана (конечно, это не средневековье, а викторианская неоготика).
Изображение


Вид абсолютно харизматичный. Правильный.
Изображение


Изображение


Стилистика индастриэл по выходе из парка.
Изображение

И заодно балтийская поэтика.
Изображение


Изображение


Изображение



Полагаю, уместно завершить этот лирический этюд "Шведской музыкой" Бродского. Ибо наше всё № 2 многое ведал о балтийской магии.

Когда снег заметает море и скрип сосны
оставляет в воздухе след глубже, чем санный полоз,
до какой синевы могут дойти глаза? до какой тишины
может упасть безучастный голос?
Пропадая без вести из виду, мир вовне
сводит счеты с лицом, как с заложником Мамелюка.
...так моллюск фосфоресцирует на океанском дне,
так молчанье в себя вбирает всю скорость звука,
так довольно спички, чтобы разжечь плиту,
так стенные часы, сердцебиенью вторя,
остановившись по эту, продолжают идти по ту
сторону моря.



О Копенгагене я еще буду продолжать рассказывать и рассуждать. И конечно приглашаю к обсуждению всех желающих.

_________________
Мы, волки, не скулим, как шакалы, и не лаем, как собаки. Мы завываем, наводя ужас на весь лес.


Вернуться к началу
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему  Ответить на тему  [ 11 сообщений ] 

Часовой пояс: UTC+03:00


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited
Русская поддержка phpBB