Чёрные мадонны – их-таки хватает на нашей грешной Земле: покрашенных чёрной краской, вырезанных из различных видов чёрного дерева или высеченных из чёрного камня…
Есть много версий происхождения чёрных мадонн.
Все не перечислишь.
Одна из многих.«Nigra sum sed formosa…» - «Не смотри, что я темна (черна) : солнце опалило меня, ибо я прекрасна…» - Песнь песней, если принять гипотезу, что прообразом Богоматери можно считать возлюбленную царя Соломона, которая и изрекла эти слова.
Одна из многих. Богини
Кибела-Иштар-Исида – чёрные статуи этих божеств почитались в Малой Азии-Месопотамии-Египте.
Это поклонение-почитание уходит в глубину веков не только Ближнего Востока, но и Индии (чёрная
Кали), Греции (
Деметра), Римской империи (
Церера), германских и кельтских языческих религий (
Фрейя и др.), – которые вполне могли «посодействовать» возникновению культа
Чёрной Божьей Матери и в христианской религии.
Следовательно, поклонение и почитание Божьей Матери, чьей бы мамой она ни была, имеет многотысячелетнюю историю.
Одна из многих.Самыми ранними изображениями
Чёрной Мадонны в христианской религии считаются деревянные скульптуры, появившиеся в романский период совершенно в определенное время в разных отдаленных уголках Европы (в том числе и во Франции).
Эти статуи были завезены
тамплиерами из стран Ближнего Востока во времена Крестовых походов.
Все они «созданы до XIII столетия и обладают рядом общих внешних примет:
высота ок.70 см, прямо сидящие, взгляд устремлён вдаль.
Пальцы рук — чрезмерно длинны.
На коленях мадонны держат младенца, также глядящего вдаль.
Младенец либо благословляет всех дланью, либо держит в ней шар: то ли яблоко, то ли землю.
Лицо у младенца сильно схоже с лицом взрослого мужчины».
Ещё три расхожие версии:
С точки зрения «простонародья» чёрный цвет свидетельствовал о древности предмета - а ещё точнее, о том, что образ - неважно, статуя или портрет - создан непосредственно евангелистом Лукой.
С точки зрения теологов чёрный цвет напоминал о еврейском, восточном происхождении Богородицы.
Дева Мария оказывалась символом Церкви, которая состоит из греховных людей («черных» и мыслями и делами), но люди эти, тем не менее, были возлюблены и избраны Богом.
С точки зрения миссионеров чёрный цвет должен был подтверждать древность статуй, опровергая протестантские нападки на культ Божьей Матери, как на некое нововведение.
Лично мне приглянулась версия с
тамплиерами, заставивших прекрасных черноликих дам сменить место жительство,
и потому я отправилась на знакомство с
Чёрной Мадонной-иностранкой, прибывшей в Европу несколько столетий назад.