- Ануч, ешь!! Мальчишка бычится и что-то мямлит в ответ - Ешь, я тебе говорю! Хотя я не знаю хинди, но в данном случае этого не требуется, как и не требуется переводить индийское кино… - Ануч, посмотри сюда! Ануч, ты будешь есть или нет? Сцена продолжается с неизменным успехом уже 3,5 часа. На каждой остановке, раз в полчаса нам аккуратно приносят еду. Еда превосходного качества, как собственно вагон, да и поезд в целом… Поезд идёт из Бхопала в Дели и на таких поездах даже в Европе далеко не все ездят. - Ешь, а то не куплю велосипед! Мальчишка начинает вяло ковырять в тарелке…. Но снова быстро вянет - Ты опять не ешь?! Я тебе сказал есть, а ты опять не ешь?! Ну-ка ешь немедленно, я тебе сказал!! Несчастный Ануч, пухлый мальчишка лет десяти, уже полчаса сидит, упёршись носом в стекло, и никак не реагирует на окрики. - Повернись сюда! Ты будешь меня слушать, негодный мальчишка?!! Мой сосед - его отец – плешивый индус, с хрестоматийно-боливудской внешностью деспота и негодяя, брызжет слюной во все стороны. Я пытаюсь углубиться в книгу и через какое-то время о нём забываю, но когда я снова поднимаю глаза, его гнев уже направлен на другой объект: - Я просил, я специально заказывал НЕВЕГЕТАРИАНСКУЮ ЕДУ, а вы мне что принесли??!! Почему Вы принесли мне ВЕГЕТАРИАНСКУЮ??!!! Проводник-официант стоит полусогнувшись в замешательстве, остолбенело и картинно выпучив глаза… Народ на соседних сидениях оживает, пытаясь понять, что происходит - Позовите начальника поезда! Приходит дежурный смены.. - Извините, мы сейчас исправим ошибку! - Я сказал.. Начальника поезда … немедленно… верните мне деньги за билеты!!
Тамас жирный смачный льётся из глубин его бессознательного сплошным неразбавленным потоком. Народ в вагоне замолкает и уже с любопытством и внимательно наблюдает за происходящим, как за сценой из фильма.
Приносят новый поднос. Проводник официант протягивает его «деспоту», но тот так разъярён, что его руки дрожат, не слушаются и ..всё содержимое подноса с грохотом валится на пол и частично мне на колени… чай, мясо с карри и т.д… Проблема усугубляется тем, что я сижу у прохода, а этот тип – сразу за мной слева. Таким образом, я в самом центре событий, но при этом на меня никто не обращает никакого внимания, а всё сливки и всю славу звезды телешоу собирает этот плешивый негодяй.
Я слышу несколько шумный вздохов с соседних сидений, проводник съёживается от ужаса, а сосед глухо рыкнув, хватает его за лацканы пиджака. Некоторое время они стоят надо мной пыхтя, и брызгая слюной, как паровозы или чайники, с которых забыли снять крышку и выключить газ. Двинуться никуда невозможно, а пытаться прекратить это безобразие нелепо. Пока ещё один проводник, дежурный смены и несколько пассажиров пытаются уговорить плешивого «деспота» не выбрасывать незадачливого официанта под колёса поезда, я, обтекая кипятком и жирным карри, сижу как мышь, хлопаю глазами, и жду, чем же всё это закончится. Минут через десять, сосед с проклятиями, угрозами и ворчанием отпускает свою жертву, другой официант приносит ему ещё один поднос с мясом, меня – видимо из вежливости к моей европейской внешности – какое-то время трут полотенцами и салфетками, хотя это слабо помогает. На какое-то время вагон погружается почти в безмятежную тишину, нарушаемую лишь чавканьем слева, периодическим ворчанием и уже почти безобидными окриками в сторону снующих проводников и совсем притихшего Ануча.
Кажется только в этой стране возможны такие карикатурно-фантасмагорически-несуразные ситуации и персонажи, обладающие столь невероятной силой искривлять пространство и доводить его до той степени идеальной формы метафорического ребуса, той степени логического абсурда, когда уродливое становится смешным, глупое поучительным, а нелепое прекрасным… А таких чистых, рельефных без примесей типажей, таких ярких характеров, наверное, уже больше нигде кроме как в Индии не найти. Как будто сам Великий Гуру воплощается во всех этих образах, чтобы посмеяться над страхами и замешательствами, и дать тебе ключи к познанию твоей глубинной сути.
Через час поезд подваливает к центральному вокзалу в Нью-Дели. Сосед с Анучем исчезают в проходе, расталкивая и препираясь с пассажирами. А я неспешно беру рюкзак и тоже потихоньку двигаюсь к выходу. – Не обращайте на него внимания, он не в себе – интеллигентный индус в очках, опрятном пиджаке и светлых брюках, смотрит на меня с искренней улыбкой… – Да, нет, что Вы.. Я в порядке. Я всё понимаю, – улыбаюсь я в ответ. На самом деле я страшно ему благодарен, ибо мне кажется, что все вокруг смотрят на меня с неким отчуждённым недоумением… Да вот, ..Великий Гуру ещё и столь сострадателен, что даёт мне прибежище, даже не выходя из этого вагона))… И вечером, засыпая в своём жутком номере на Пахаргандже, больше похожем на тюремную камеру, чем на номер отеля, я уже широко улыбаюсь.
|