Галина писал(а):
Володя, я рада за вас! С возвращением! Сакраментальный вопрос повторяю здесь: лететь на 12 дней или на 14? Мы давно уже взяли себе за правило - по возможности, захватывать не одну страну, а хоть кусочек, но соседней. Через сравнение больше понимаешь, плюс - освежаешь впечатление, есть эффект возвращения, когда, как заново, погружаешься в реалии места. Наташа, конечно, хотела бы что-то захватить, кроме Узбекистана, но мне кажется, что не получается. Хотя есть такое место, как Пенджикент, родное для меня, и оно уже в Таджикистане (60 км от Самарканда)... Но как-то меня граница узбекская напрягает - нас же будет не три мужественных товарища! В общем, наверное, надо будет, если получится, спустя .. лет делать еще один рывок в Среднюю Азию.
А сейчас, Володя: где не хватило времени? И хватит ли нам 12 дней?)) Хотелось бы организовать поездку on a shoestring.
Итак, у нас было шесть дней.
Первый день -- Ташкент.
Второй -- Чимган плюс Карвакское водохранилище.
Ночной поезд в Бухару.
Третий -- Бухара.
Вечерний поезд в Самарканд.
Четвертый -- Самарканд.
Пятый -- Самарканд + Шахрисабз.
Ночной поезд в Ургенч. Такси в Хиву. Вещи в гестхаузе у входа в Ичан-Кала (старый город).
Не успели (из очевидного): города и дороги Ферганской долины плюс (кому интересно, но по-моему это так себе развлечение для неархеологов) крепости Хорезма) плюс Аральское море, инфернальные виды (об этом очень здорово написано у Лены Трувы:
https://web.archive.org/web/20130401195 ... 87&start=0Все остальное (то есть классическая программа) -- абсолютно выполнено. Я трепетно отношусь к полноте восприятия; так вот, ощущения спешки не возникло. Другое дело, как писал в теме
viewtopic.php?f=18&t=1341Александр
в таких местах, как Хива, безусловно хочется просто подзависнуть, просто провести скажем день бесцельно -- но это работает когда угодно но не зимой. Если же в теплое время -- да, можно рассмотреть отвести на это день.
Крайне важным и очень правильным решением стал отказ от рекомендаций пользоваться "нексиями" и выбор в пользу поезда. Да, на сайте РЖД билеты процентов на 30% дороже, чем в кассах Узбекистон Темир Йуллари, а на сайте последних, несмотря на скоропалительную декларацию об обратном, билеты купить в период подготовки нашего путешествия было нельзя. О чем я опять-таки писал в теме
viewtopic.php?f=18&t=1341Сейчас машинка бронирования у них починилась
http://eticket.uzrailway.uz/?lang=ruНо покупка на сайте Узбекистон Темир Йуллари лишена смысла, ибо списание будет по официальному курсу (в 2 раза хуже реального). Поэтому выгода, по сравнению с покупкой на сайте РЖД, покупки ЖД узбекского билета, появляется только в кассе. Например, за один билет в купе на поезд 662 Ташкент -- Бухара на сайте РЖД я заплатил 1457 руб., в кассах Узбекистон Темир Йуллари это будет стоить 66712 сум + 7000 сум комиссия
http://eticket.uzrailway.uz/personalinf ... tml?id=124При условном курсе 1 руб = 73 сума (менять нужно только доллары, но об этом отдельно), получаем 1010 руб.
Но вы сэкономили кучу времени (я даже боюсь думать о том, что такое узбекская очередь в кассу).
Однако это уже обсуждение вопроса как лучше покупать ЖД билеты в Узбекистане. Повторю, что для меня выбор в пользу поезда по сравнению с "нексиями" очевиден.
1) Вы экономите световое время, поскольку перемещаетесь на ночных (напр., Ташкент -- Бухара или Самарканд -- Ургенч) или вечерних (напр., Бухара -- Самарканд, кстати на этот поезд можно взять и плацкарт) поездах.
2) Удобства поезда и машины -- разная лига. Поезда все новые, в отличном состоянии. Из щелей не дует, топят исправно, ничего не скрипит. Проводники не без совка, но, как и все узбеки, очень доброжелательны. Белье носить не заставляют, а вот попросить собрать -- могут. Да, возможны проблемы с санитарией. Это Узбекистан. Как правило, в вагоне два туалета. Просите проводников открыть второй (они часто держат его закрытым) или помыть первый. Или пытайтесь сделать наиболее важные дела заблаговременно. В поезде Ташкент - Бухара туалет был вполне чистым до конца пути, но этого не сказать о двух других поездах.
3) Вы экономите деньги (не платите за отель).
4) Нексии относительно недороги, но в этой стране дешевым является все. В том числе билеты на поезд.
5) Таксисты на длинные расстояния все равно будут пытаться вести ценообразование в "нексии" от пассажироместа, таким образом, фактор "оптовая выгода" для вас не сработает.
6) Нужно уметь торговаться. Я умею, но другие не обязаны.
7) Нексии ходят с определенного места в городе, как правило менее доступного, чем вокзал.
Минусом поезда является отправление в определенное время. Но этот минус абсолютно компенсируется выгодами экономии времени.
Естественно, на короткие маршруты типа Ташкент - Карвакское озеро или Самаканд -- Шахрисабз берете такси.
Перемещение по городу -- на мой вкус, только такси. Просто ради антропологического интереса мы один раз брали маршрутку. Конечно, в маршрутке -- общение, вопросы, живой интерес, советы. Но такси стоит настолько дешево, что оно побеждает маршрутку. Пожалуй, оно раза в 4-5 дешевле российского в Москве или в СПб. А может быть и в 10. Сегодня по прилету брал такси в Пулково на официальной стойке, которая хороша лишь тем, что такси дают сразу, ну и машины неплохие. Недовольный тем что его разбудили и неприветливый таксист вез нас за 1200 руб. в центр (по трем адресам в центре СПб). В Узбекистане бы это расстояние и с учетом того, что это аэропорт, обошлось бы ну максимум тысяч в 16-17 сумов, рублей 240. При таких ценах вы отучитесь в Узбекистане от общественного транспорта.
Хватит ли вам 12 дней? Исходя из сказанного выше, осторожно предположу, что да, хватит.
Узбекская граница.... Об этом отдельно и позже. Драматизировать не стоит. Но в любом случае это ДОЛГО. И это много бумаг. И да, это неожиданные вопросы. Купленный на улицах Хивы рубаб (подобие ситара) для Вениамина не хотели пропускать без "сертификата". По-моему, это была мягкая попытка развода, а не идиосинкразия (глупость) чиновника, ибо в аэропорту Ургенча они не могут не сталкиваться с вывозом музыкальных инструментов. Однако "главный" разрешил (характерно, что со стороны того сотрудника, кто к нам ппримотался, была неудачная попытка объявить главным себя).