Клуб путешественников

Самостоятельные путешествия, страноведение, культурные различия.
Текущее время: 13 апр 2024, 03:04

Часовой пояс: UTC+03:00




Начать новую тему  Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Гатчина: краткое изумление.
СообщениеДобавлено: 29 май 2016, 17:27 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 23 дек 2014, 20:29
Сообщения: 2352
Откуда: Санкт-Петербург
Вс Май 08, 2011 9:58 pm Wolfson
Город, расположенный в 46 км от Петербурга, был посещен мною на 46 году жизни, не то чтобы случайно и не то чтобы в первый раз.
Я ездил в него -- в командировки. Вечером всякий раз успевая на маршрутку, уходящую к м. Московская.
И вот я отправился туда почти как путешественник. Почти -- это конечно не потому, что путешествия не бывает в 46 км от Петербурга, а потому что времени опять было мало, -- но в самый раз, чтобы успеть порядком удивиться, -- собственно ничего другого желать нельзя от путешествия длиною 4 часа, в город, расположенный в 46 км от родного города, в путешествие на 46-м году жизни.

Инфраструктурная диковина
Транспортные маньяки меня поправят, но, думаю, не так много в России районных центров, расположенных на двух железнодорожных ветках и на каждой из них представленных самостоятельной станцией. Не путайте с железнодорожными узлами -- например, случилось в небольшом городе пересечься нескольким ЖД линиям. Ну вот например знаменитая белорусская Орша, с ее островного типа вокзалом, где эти линии смыкаются.
Через Гатчину проходят два железнодорожных раздельных пути, две линии, но замечательно не это даже, и даже не то, что оба проложены из одного города, а то, что хотя и пересекают в Гатчине эти пути один другой и даже смыкаются, Гатчина -- это не одна станция, а две, на каждом из них, то есть две самостоятельные железные дороги имеют самостоятельный остановочный пункт в городе с населением 90 000 человек. И вот это, по-моему, чудо. Станции эти расположены совсем рядом -- между ними минут 15 ходьбы.
Когда-то пути шли из разных вокзалов, но Варшавский вокзал уже десять лет зачем-то закрыт, так что обе ветки ныне идут с Балтийского вокзала (на электричке около 80 руб. oneway). И все-таки это именно две разных железных дороги, поэтому
а) жителям Петербурга, даже таким постыдно замороченным как я, всем с малых лет известны красивые словозаговоры "Гатчина --Варшавская" и "Гатчина -- Балтийская". В какие означаемые должны конвертироваться эти слова, я не могу сказать, но это просто очень странный, красивый, "другой" язык. В зависимости от примененной семантической таксономии можно было бы сделать орфографическое суждение и точно сказать, положено ли между этими двумя парами слов тире, дефис или пустое место.
Вот вам первое чудо Гатчины.
Второе, факультативное чудо в том, что в Гатчине есть еще три (!!) ЖД станции, Татьянино на Варшавской ветке, на Балтийской -- Мариенбург и Фрезерный (еще один эксцесс русской железнодорожной топонимики -- произнесите это слово нежно -- и это не Фрезерная, а вот именно Фрезерный).
Мариенбург -- в моих ближайших планах. Это столица гатчинских dommick'ов. Так что сами понимаете...
Итого пять станций и две ЖД дороги. Bizarre isn'it?
б) Две линии также означают, что, купив билет, как это сделали мы, до ст. Гатчина Варшавская, и сев в поезд до ст. Гатчина -- Балтийская, (поскольку опоздали к поезду на Гатчина-Варшавская), формально вы являетесь зайцем. Однако поскольку пригородные продукты РЖД строго non-refundable, а цена билета видимо одинакова, то вагонным контролерам явно пох.ю. Правда, на ст. Гатчина-Балтийская, предупредили нас, вас не выпустят турникеты. "Но обратитесь к контролерам при этих турникетах, -- добавили нам, -- и эти контролеры велят своим турникетам вас выпустить".
Так нам сказала нам дежурная на Балтийском вокзале в Петербурге, и это еще одно русское железнодорожное чудо: никаких турникетов на Гатчине-Балтийской мы не обнаружили.
Возвращаясь к теме путешествий per se: если вам нужен Большой Гатчинский дворец, можно взять билет до той или до другой Гатчины, Варшавской и Балтийской, но Гатчина-Балтийская буквально напротив входа в парк, и дворец виден сразу, то есть вы попадете в него спустя 10 минут после того, как вышли из поезда. А высадившись на Гатчине-Варшавской, вы будете к дворцу идти через парк, что тоже очень хорошо.

Маятниковая миграция
Интересно, что гатчинцы, как и многие жители малых городов при мегаполисах, явно тяготеют к маршруткам, недолюбливая электрички. Тут все объясняется просто: автохтон, конечно, постоянно ездит на работу и учебу в Петербург. Им, поэтому, виднее. Да и нам, восставшим против скверны маршруток
viewtopic.php?t=10501&highlight=%EC%E0%F0%F8%F0%2A
нельзя же при этом скатиться к российским электричкам, где перевозят дачников, разгадывающих кроссворды и жующих чипсы под объявления продавщиц мужских носков, начинающих со слов "Для мужчин, уважающих свои ноги...". Лишний раз напомню, что звуковая реклама в американских трамваях была признана неконституционным Верховным Судом США еще в 40-х годах.
Кроме того, маршрутки на гатчинском направлении
-- по российским меркам уютные, это собственно небольшие автобусы, не газели, хотя две проблемы сохраняются: вентиляция (хотя ее стало больше) и русский шансон (хотя его стало меньше).
-- в пути максимум 40 минут, но в пятницу вечером пробки будут;
-- стоят 70 руб. а не 80.
Интересно, что в Гатчине существует и обратная "маятниковая" миграция. Есть немало петербуржцев, получающих второе высшее образование, предпочитающих это делать в городах типа Гатчины, в которые можно успеть на занятия после работы и вернуться спать домой. Стоимость обучения в гатчинских филиалах петербургских вузов заметно ниже, чем в Петербурге.
Маршрутки, стартуя в Петербурге от Московской, останавливаются в Гатчине на проспекте Павла Первого. И это еще одно чудо Гатчины.

Проспект Павла Первого
Это само по себе чудо, я уверен, что нигде в мире, даже в городе Павловске, не существует проспекта имени самого, на мой взгляд, достойного русского императора.
В Гатчине такой проспект существует. И это местный Брод, местный Невский. Но гатчинцы абсолютно игнорируют новое название -- красивое, благородное, редкое -- предпочитая ему семантически инвалидное "проспект 25 октября".
Невский, кто не знает, до войны тоже был "25 октября". Но вот именно -- почти никто этого не знает.

Большой Гатчинский дворец. И дух лучшего из русских императоров...
...которому Россия, предсказуемо, не обязана ничем, ни дурным, ни хорошим (кроме кажется учреждения архивного дела), потому что окружающая трон сволочь случайных людей на нем не терпит. А Павел Петрович был "случайным", не штатным, не системным. Это был умный, тонкий, неформально верующий и невероятно образованный и просто очень глубокий человек.
Долго поэтому на троне сем не усидел.
Перед Большим Гатчинским дворцом распростерт огромный плац, на котором Павел, благодаря козням матери, лишившим его престола, получил возможность конструировать свою модель лучшего бытия, -- лучшего, чем то, что уготовано было ему, в силу его происхождения, как материал для реконструкции -- по-русски это perestroika. Но такой материал в России добровольно никогда не отдают, и когда для этого понадобилось бы нарушить закон, -- ибо что такое в России "нарушить закон", тем более, для того, кто этот закон олицетворяет?
Павел строил в Гатчине модель своей России --- мир (мiр!), избавленный от двурушничества, страну, в которой слово "да" было бы "да", а "нет" -- "нет". Он делал это доступными ему средствами. Шпицтрутенами в том числе. Марши и упражнения на этом плацу поддаются психоаналитической дешифровке, однако ошибочно думать, что гатчинский плац был для Павла Петровича всего лишь сценой для спектакля истерического типа.

Спектакль истерического типа
Начать с того, что спектакль-мистерия, "спектакль-для- себя" не требует на самом деле актеров, он в лучшем случае требует сублимации зрителя, да и то не всегда (зрителя можно тоже сконструировать, многим истерикам это удается).
Да, этот человек не знал любви своих родителей и вообще почти не знал своих родителей. В детстве знание родителей сводились к сомнениям:
а) соучаствовала ли его мать в убийстве отца?
б) является ли он сыном своего отца?
Он терпел от матери бесчисленные унижения, начиная собственно с сохранения ею за собой престола (вместо положенного в таких случаях регентства до достижения им совершеннолетия).
Она не желала с ним общаться, она выдворила его из столицы, она составила завещание, по которому царствование пыталась, в обход сына, завещать своему внуку.
Он не смог ответить ей при жизни. Не смог укротить ее фаворитов, все его возражения так и не пошли дальше отпора собственному отражению в зеркале.
И даже застройщиком его нового дома, первым владельцем Гатчины, местом его ссылки, знаком избавления от него матери, отобравшей от него законное право на империю, был Орлов, любовник матери и убийца его отца, в свою очередь получившим владение как знак признательности за то и за другое.
Представьте, как живется человеку с такими знаниями.
Соблазнительно поэтому видеть в Павле Петровиче эдакое кафкианское насекомое, но только пережившее, в отличие от Грегора Замзы, свою семью (напомню, у Кафки семья обретает счастье, отделавшись от мнимо любимого сына, брата и кормильца, когда он дал ей для сего повод, превратившись в насекомое).
Соблазнительно видеть в делах Павла Петровича простую компенсацию несвершившегося возмездия.

Консервативная perestroika
Но царствование Павла было не слепым самоизвержением угнетенного самолюбия, это было планомерная, долгожданная, долго вынашиваемая работа по переустройству общества.
Павлу Петровичу нужна была модель мира (мiра в дореформенной орфографии), избавленного от пороков, которые растлевали мiр при Екатерине. Он ненавидел этого мiра притворство и лицемерие, заслуженно считая верхом пошлости переписку с Вольтером нимфоманки, запретившей крепостным подавать жалобу на истязавших их хозяев.
Это не была борьба железа с ветром -- не с ветряными мельницами.
Это была борьба железа с почвой, слишком перебродившей ядом, -- она столько лет рождала мутантов. Ее следовало вспахать. Следовало дойти до недр, срезав и отбросив в компост зараженной скверной слой.
Perestroika, только консервативная.
Он узаконил систему престолонаследия, избавив ее от варварства назначения избранников. Запретил помещикам заставлять крестьян работать на барщине по воскресным дням, праздникам и более трёх дней в неделю. Ограничил права дворян. И наконец, главное: гатчинские порядки были перенесены на всю российскую армию. Император лично срывал эполеты с офицеров и генералов и отправлял их в Сибирь -- за унижение солдат. Дворцовое злато переплавлялось в монеты для стабилизации рубля.
Трагедия этой жизни, уже вторая, заключалась как раз в том, что его реформы интерпретировались именно как сведение счетов с прошлым и с собственной немощью. И Павел Петрович, после того, что ему пришлось пережить, просто не мог не дать поводов для такой интерпретации. Ни один человек, увы, не волен возвыситься над своим прошлым так высоко, чтобы высвободившись из-под власти его теней, переставал бы прозревать, мнимо или нет, их черты, пусть заимствованные внешними носителями, в своей новой жизни: вспомним строфу Бродского:

Свобода — это когда забываешь отчество у тирана,
а слюна во рту слаще халвы Шираза,
и, хотя твой мозг перекручен, как рог барана,
ничего не каплет из голубого глаза.

Человек, которому выпало такое страдание, как Павлу, легко может поддаться фантому "каленого железа", ибо у него легко может замутиться взгляд, когда в окружающих ликах он увидит хоть что-то, напоминающее ему черты терзавших его демонов.
Такой человек либо будет возвращаться раз за разом на то же место, либо выдаст себя воспоминанием отчества того, кого бы он больше всего на свете имел поводы забыть, он выдаст себя меткостью выстрела по цели, которую другой на его месте едва бы заприметил, молниеносностью шлепка по мухе, которая другому бы не досаждала.
Павлу Петровичу вздумалось устанавливать часы couvre-feu, время, когда в домах полагалось тушить огни. Он изымал слова русского языка; будучи англофобом, он зачем-то запретил слово "клуб", хотя оно уже было русским; а слово отечество, считавшаяся калькой с la patrie, было запрещено из-за обвинения в связях с французской революцией. Он заставлял носить подданных новые парики и новое платье.
Он повелел установить в центре столицы ящик, в который ходоки могли положить жалобу на своих притеснителей. Но мало ли в России притеснителей, ходоков, мало ли жалоб? Павел Петрович взял за правило, тем не менее, читать каждую жалобу, но продержался несколько месяцев, а потом ничего лучшего не придумал, как отсылать ее тому, на кого жаловались, с требованием, понятно, отчета о принятых мерах, чем возбудил уже общенародную ненависть.
Он был обречен и вероятно понимал это.
И случилось та самая метаморфоза, которую я отрицал в начале этого фрагмента: Павел превратился в страшное насекомое. Пережив свою мать и ее фаворитов, он не смог пережить желавшее его гибели общество.
Человек может сохранить себя человеком даже когда его оставляют жить с безжалостно угнетенным достоинством, даже когда его оставляют жить без всякого достоинства.
Но человеку почти невозможно не превратиться в насекомое, когда он, сохранившись человеком, в первую очередь питаясь надеждой увидеть торжество своих дел, оглядываясь, видит вокруг себя лишь руины.
Происхождение Гатчины не мешало Павлу любить это место: он многообразно ее перестраивал, включая и парк, и дворец, и Приаратский замок, и как-то раз вляпался в метаисторическое говнецо (с учетом событий XX века), когда из любви ко всему прусскому стал настаивать, будто название Гатчина является собственно немецким, это якобы не что иное, как "hat schone".

Невероятные дежурные по залам
В Большом Гатчинском дворце работают невероятные смотрительницы музейных залов, да и вообще представители трудового коллектива, с которыми мы общались, нас очень порадовали, в том числе слегка безумная гардеробщица. Но смотрительницы залов в Гатчине -- это действительно достопримечательность места. Не просто исчерпывающе знающие историю дворца и музея, и очень основательно компетентные в истории вообще, они прилепились к истории неравнодушным сердцем, некоторые рассказывают о ней так, что от рыданий их отделяет дисциплинирующая рефлексия на собственную впечатлительность -- между тем, они не кликуши: кликуши всего этого лишены: никогда они не рыдают, не ведома им подлинная впечатлительность, и уж тем более дисциплинирующая рефлексия.

Нацизм
История Большого Гатчинского дворца действительно даст повод для сильных переживаний, разного толка. До войны музей вмещал одну из богатейших коллекций Европы (80 000 наименований -- единиц хранения), в России уступавшую только Эрмитажу. Подготовка к эвакуации началась немедленно после начала вторжения, причем хранители коллекций могли легко схлопотать обвинение в разжигании пораженческих настроений, так как официально, разумеется, не могло бы и речи о том, что город в 60 км от Ленинграда окажется под оккупацией. Удалось, по рассказам смотрителей, спасти очень немногое -- примерно пятую часть. А эшелон с музейными ценностями отправили только один, пять вагонов. Приходилось отбирать самые ценные экспонаты, кое-что пытались зарыть в земле, в том числе под плацем, опускали на дно озёр в парке. Точно то же самое делали и смотрители музея в Павловске и Царском Селе, но разница и в величине коллекций, и в том, что в Гатчине большую часть спасти не удалось. Никаких иллюзий относительно того, как поступят немцы с чужой собственностью, пусть эта собственность и была культурным (причем чужим) достоянием, ни у кого не было. И немцы полностью оправдали ожидания. Иногда удивляются, почему они не сделали то же самое в Версале, например, или в Лувре. Есть мнение, что просто не хотели грабить соседа -- неудобно как-то. В любой момент, фигурально говоря, можно встретить на лестнице или во дворе, будет ведь в лицо смотреть стыдно, даже если сам лично не грабил. Тут, мне кажется, ключевые слова -- не сосед, не встретить, а "смотреть в лицо". Были народы, которых нацисты в перспективе просто не считали нужным стесняться, как не стесняются, в любых смыслах, животных.
Дворец и музей были полностью разграблены оккупантами, три года подряд они вывозили в Германию то, что принадлежало (и принадлежит) другому народу. Оставшееся было сожжено и взорвано ими перед отступлением в январе 1944 года, причем была оставлена надпись на стене: "Здесь были мы. Сюда мы больше не вернемся. Если придет Иван, все будет пусто".
Вопрос о возврате награбленного немцами -- вопрос политический. Мне понятно, что когда политика касается любых тленных ценностей, она должна опираться на схему торга, постольку, поскольку мы не говорим о неразмениваемых ценностях. Вот когда мы о них говорим, или с нами пытаются об этом говорить, нужно пресекать любые поползновения противопоставлять преступлениям нацистов разговоры об "изнасилованных немках".
Поэтому немцам нужно продолжать предъявлять счета и смотреть, что они готовы предложить взамен, раз уж не решаются отобрать награбленное русское искусство у частных хозяев.

Павловская часть коллекции
Однако, как выясняется, гатчинские сокровища находятся не только в частной собственности граждан ФРГ. Значительная их доля пребывает в государственной собственности Санкт-Петербурга (даже не Ленинградской области, хотя Гатчина находится в области), только под управлением другого учреждения -- Павловского музея. То ли столкнулись с нехваткой подвижного состава для эвакуации, то ли просто из-за неразберихи (немцы надвигались очень быстро), то ли полагали, что Павловск немцы не захватят, то ли от безвыходности. Павловский музей тоже был разграблен, разрушен и сожжен, но большая часть гатчинской коллекции в Павловске сохранилась и теперь является частью фондов Павловского музея. Другая часть вообще оказалась в Эрмитаже, но это уже федеральная собственность, да и вообще вряд ли Эрмитаж кому-то что-то уступит. Но почему Санкт-Петербург не способен справедливо разрешить спор между двумя своими учреждениями -- неизвестно.

Восстановление
Только в 1976 году в здании (переданного было, как это обычно бывало с дворцами, военному училищу) начались восстановительные работы, а до этого считалось, что как Дворец это здание существовать уже никогда не сможет. В таких случаях принято говорить, что рукотворное чудо произошло только благодаря самоотрешенному подвижничеству, а не государственной заботе; когда восстанавливают храмы, помянут и промысел Господа. Но какое подвижничество воссоздало бы этот мрамор и позолоту? Закупило бы лионскую парчу с серебряными нитями для парадной опочивальни? Выложило бы драгоценнейшими породами дерева паркеты?
Вряд ли гравировщики, лепщики, художники работали по выходным, а если бы и работали, не их сверхурочные часы создали это чудо. Будет честно сказать, что этой работой занимались талантливые и одержимые люди.
9 мая 1985 года, к 40-летнему юбилею Победы, были открыты первые залы.
Кстати, парадную опочивальню Винченцо Бренны непременно рекомендуется держать в фокусе внимания всем посетителям Гатчинского дворца как главное, по моему мнению, из его рукотворных чудес. Шедевр архитектуры интерьера -- и я не знаю, что тут добавить; я много их видел за свою жизнь, и вот этот -- отмечаю.

Гатчинский парк. Английский способ помочь природе стать понатуральней
Еще одно чудо Гатчины, которое я еще в состоянии описать, -- или хотя бы упомянуть -- потому что без него нельзя не то что завершить, а прервать рассказ о чудесах Гатчины, -- это, конечно, Гатчинский парк.
Гатчинский парк является парком английского стиля, несмотря на прочитанное мною где-то пояснение: дескать, он был впоследствии подвергнут (не под воздействием ли англофобии владельца?) французской "формальной" разбивке. Честно сказать, никаких следов французского парка (если вы нуждаетесь в том, чтобы представить французский парк, представьте Петергоф или Ораниенбаум, а еще хороший пример -- парк в Подтсдаме, а еще конечно Тюильри) мы не обнаружили. Парк гатчинский оказался тотально английским. Для меня это понятие держится на романтической парадигме всего сущего, а уж природы прежде всего, то есть это голимый конец XVIII века, то есть Констебль, Тёрнер и проч. Автономность (социальная иррелевантность) бытия, если сказать кратко, и его самоценность, метафорой которого должна была стать природа. Поэтому английский парк прежде всего должен показать естественную (самоценную) силу природы, в чем архитектор ей, естественной природе, немного помогает. Именно немного. Если сравнить английский парк с китайским и японским, -- все три стиля собственно "работают" с явленными силами природы, а не препарируют ее, не разделывают ее тело, срезая наиболее лакомые слои, не создают из ее плоти продукта, то есть не превращают в декорацию, как это происходит с французским парком, -- мне кажется, что английский стиль из всех трех наиболее воздержан и внутренне пуристичен по отношению к природе. Китайский парк -- это оплодотворение природы смыслами, смыслотворение, посредством демиургических каналов самой же природы. Вплоть до фактического стихо-творения. Стихотворения, так сказать, во флоре -- в бамбуке например ил.и в каштане, хотя и без всяких следов вмешательства, которые prima facea могли бы интерпретироваться как антропогенное (это общее во всех трех стилях). Стихотворение, возникшее благодаря утопленной в контексте среды и потому нечитаемой по умолчанию организации естественности. Плюс камень и в ручеек. Японцы же хотят, все так же устраняясь от навязывания природе смыслов, не явленных ею самой, чтобы она разродилась философическими эманациями, поэзия, мне кажется, им менее интересна, чем китайцам, наслаждение эстетическое не так важно, как медитативное наслаждение. Но повторю, все три ландшафтные школы так или иначе, в моем понимании, хотят помочь природе стать еще более натуральной, чем у нее порой получается.
Иллюстрации -- несколько картинок гатчинского английского парка.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Вс Май 08, 2011 11:29 pm дЮДЯ
Мистика, Володя! 46 лет автору, 46 км, 46 лет было Павлу, 46 букв в девизе над портиком Михайловского. :shock:


Вс Май 08, 2011 11:38 pm Melek
Осмелюсь нарушить мистическое звено поправкой: автору еще 45 лет. :D


Пн Май 09, 2011 11:55 am дЮДЯ
Уфф. Отлегло. :)



Пн Май 16, 2011 3:52 pm Wolfson
В следующую (то есть прошедшую) субботу исследование Гатчины было возобновлено. Собственно, мы высадились на сей раз в Мариенбурге, это пригород Гатчины со стороны Петербурга, и, как уже говорилось, на Балтийской ЖД станция per se, следующая за станцией с прекрасным ингерманландским названием Пудость.
Правда то, что Гатчина является инфраструктурной диковиной, но еще больше правды в том, что и Мариенбург является инфраструктурной жемчужиной. И первым жемчугом в этой жемчужине является

Станция Мариенбург.
Вот так выглядит здание станции.
https://web.archive.org/web/20130401194 ... a29e2b.jpg

Другим инфраструктурным сокровищем станции Мариенбург является кассирша станции Мариенбург. Мы уже постепенно привыкали к тому, что между гатчинскими служащими и петербургскими дистанция больше чем 46 км. Когда они узнают, что вы интересуетесь историей их города, когда проявляете интерес к краеведению, они вскакивают со своих мест и...
В этом месте вы можете заподозрить меня в конвейерности смыслов, в так наз. штампах. Вы можете подумать, будто я инерционно ввожу в повествование образ восторженного автохтона, которому, в общем, и положено восторгаться при появлении Вольфсона, тем более интересующегося историей и краевединием.
Так вот, даже Вольфсон не приучен к тому, чтобы буквально ВСЕ встреченные люди вскакивали со своих мест и бросались объяснять, рассказывать, уточнять, показывать.
Но именно так происходит в Мариенбурге и Гатчине.
Я вам больше скажу -- я даже не уверен в том, что они узнали во мне Вольфсона. Но, могло статься, почувствовали.
И да, эта прекрасная билетерша показывала и рассказывала, и раз сорок восемь уточняла, как нам пройти в Егерскую слободу, -- включите тут ваши рефлексы, это ключевое слово, вам его важно знать перед посещением Мариенбурга.
Итак, станция.
Изображение

Изображение

Построенное в конце позапрошлого века, это чудо государством не охраняется, также, как и стоящее наискось от него через автодорогу другое чудо -- в затейливых излишествах русского модерна и с надписью "Саня".
Изображение


Саню бы я как раз простил.
Но вот нельзя же спокойно смотреть, когда на таком чуде красуется вот такая вывеска. Нет, слово "Садовод" мне очень нравится, но я восстаю против профанного облика вывески.
Изображение


В целом же обстановка очень мирная и хорошая.
Скверик при здании --- классический художественный срач, особенно заметный по весне.
Автохтон подъезжает на машинах и деловито пользует стоящую в говнище колонку.
Обстановка и питаемая ее атмосфера что-то бесформенное возрождала в моей памяти, и только сейчас я понял, что это было.
Изображение

В свое время я перевел роман Вудхауза Ice in the Bedroom, который, естественно, имеется в пиратских хранилищах, вот он.
http://lib.rus.ec/b/163912/read
Так вот, Мариенбург, с его изумительными, светящимися, приветливыми людьми, его чудесной погодой, с его домиками, которые уверенно претендовали на первые позиции в моей коллекции, даже с его весенним говнищем, -- это овеществленная метафора Valley Fields, фиктивного пригорода Лондона, в котором жил один из важнейших персонажей того романа, мистер Корнелиус, обожатель и историограф этого места.
Как у Вудхауза, свет источают и ангельскую сущность эманируют в Гатчине все персонажи, включая номинально амбивалентных, как например, пожарные, и даже когда они едут не домой, как гребенщиковские пожарные, а на пожар.
Изображение


Точнее бы сказать, что Мариенбург в эти минуты напоминал тот Вэлли Филдз, который сложился в голове Корнелиуса, а не тот, каким он мог бы быть в действительности, если бы когда-либо существовал, не тот, каким его видел другой персонаж, Фредди Виджен.
Не хватало только, я бы сказал, мирно разгуливающих грачей. Их не было у Вудхауза, но они бы очень были к месту.
И даже несмотря на то, что у Вэлли Филдз никакой истории не было, а в Мариенбурге история есть, это ощущение счастливой умиротворенности (умиротворенного счастья) и безмятежного благолепия (благолепной безмятежности) пребывала с нами и в нас в течение всей прогулки.
Следующим этапом ее стала

Егерская слобода.
Для того, чтобы попасть туда, нужно совершить еще одно инфраструктурное чудо, зачем-то дважды перейти ЖД пути. Пройдите по Красноармейскому пр., и у входа в парк Сильвия сверните направо, вы попадете на улицу Комсомольцев-Подпольщиков.
Изображение

Она вам и нужна. Егерская слобода строилась вдоль этой улицы.
Рекомендую хорошую карту Гатчины.
http://www.gtn-city.ru/spravochnik/karta-gatchina.html
Вот тут уже начинается очень серьезная красота.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Егерская слобода -- как вам понятно, место, где жили егери, поскольку Е.И.В. Александр III любил охоту, любил Гатчину и поэтому, его вы тоже поймете, охотиться любил в Гачтине же.

http://cs5746.vkontakte.ru/u2668805/134061859/x_9b603b0e.jpg

http://cs5746.vkontakte.ru/u2668805/134061859/x_11651331.jpg
В его присутствии в 1886 году был заложен храм Покрова Пресвятой Богородицы, очень приятно смотрящийся, нисколько своею только что отреставрированностью не мозолящий глаз, поскольку вокруг не бандиты и не чиновники в джипах, как при богатых монастырях РПЦ, и вокруг не какая-то там харизматичная бедность, а хорошие, добротные, в меру ухоженные и ужасно симпатичные домики егерей.

Изображение

Изображение

Изображение

Хотя ставить стеклопакет в домик нельзя.
[img]/http://cs5746.vkontakte.ru/u2668805/134061859/x_c8bbac44.jpg[/img]

То есть вот например в коломенских домиках заведомо задан абсурд, вот так вот Коломна отреставрирована, хотя встречавшиеся нам музейные коломичи клялись, что о культуре домиков городские власти очень радеют. Но в Коломне стеклопакет в домике -- не то чтобы норма, но не ненормальность. См. мой отчет о самостоятельном путешествии в Коломну.
viewtopic.php?f=44&t=1135
Но в хорошей популяции домиков, какой является Егерская слобода Мариенбурга, конечно же такого быть не должно.


Вс Май 22, 2011 10:38 pm Wolfson
После прогулки по Мариенбургу мы отправились пешком в Гатчинский парк. Это была наша вторая прогулка по нему, а вчера (об этом позже) состоялась и третья.
Говорить снова о том, что такое английский парк, и чем он прекрасен, и чем отличается от японского и от китайского, я конечно не буду; об этом написано в первом посте.
Поэтому будут просто некоторые виды. Хочу сразу отметить, что парк от субботы к субботе все более наполняется публикой, видно, что гатчинцы свой парк любят и ценят. Гатчинцы конечно, как и все люди России, могут быть необаятельно бухими, необременёнными верхней одеждой и непринужденно матерящимися, и все это в присутствии незнакомых женщин, но все равно они хорошие. Какие-то особо отзывчивые и доброжелательные, по сравнению с петербургскими стандартами.
Но вернемся к природе.
Изображение


Просто волшебная пара. Что называется -- "гармоничная" :)
Изображение


Вот эти прогалины, эти выходы к воде, позволяющие взгляду уютно распростереться над перспективой, охватывающую первый и дальние семантически нагруженные ряды объектов, явно антропогенные (для тех, кто знает, что такое английский парк), а для прочих совсем неявные, очень типичны для него.

Изображение


Изображение


Иногда полной прогалины не устраивается; вместо этого выступающая "первым рядом" вереница деревьев нарочно прореживается, а пространство перед ней вовсе очищается. Получается красота!
Изображение

Мостики -- это особая прелесть Гатчинского парка.
Изображение

Изображение


Пройти от Большого дворца вдоль озера можно и по большой аллее, и по этой маленькой тропинке.
Изображение

Изображение

[img]/http://cs5746.vkontakte.ru/u2668805/134061859/x_596740e1.jpg[/img]



Вс Май 22, 2011 11:37 pm Wolfson
Большой дворец.

Изображение


"Наш самый романтичный император"
Изображение

Изображение

Аллея, ведущая от Балтийского вокзала Гатчины к Большому дворцу. Здесь же можно сесть на автобусы, уходящие в Петербург.
Изображение


Пн Май 23, 2011 2:11 pm Wolfson
В прошедшую субботу мы отправились в Гатчину в третий раз. Начать мы хотели с Приоратского дворца, который в предыдущие визиты не охватили. Мы решили высадиться на Гатчине-Варшавской, она ближе к Приорату. Поезд в 11.45, в 12.10 -- это поезд к Гатчине-Балтийской!! Мы уже в третий раз ехали на поезде с билетом до другой гатчинской станции. :) Однако если два предыдущих раза билеты были до Гатчины-Варшавской, а ехали мы в первом случае до Гатчины-Балтийской, в другом -- до Мариенбурга, и на обоих этих станциях турникетов не существует, то в последний раз билет у нас был до Гатчины-Балтийской, а отправились мы на поезде до Гатчины-Варшавской. Smile И турникеты там есть, и за выход нужно заплатить штраф в виде билета до ближайшей станции (30 рублей или 35). Ну до чего же все-таки чумовая у нас страна. Smile А мы еще Индонезию приводим как пример абсурда.
Выйдя из станции, мы отправились через парк к Приоратскому дворцу.
Этот парк формально называется, собственно, Приоратским, хотя от того, что именуется Дворцовым парком, он отличается тем, что расположен по правую сторону проспекта 25 октября (официально называемого проспектом Павла Первого).
http://www.gtn-city.ru/spravochnik/karta-gatchina.html
Красота начинается очень быстро. Парк менее людный и от этого кажется более природоёмким. :)


Изображение

Изображение

Изображение

Приоратский дворец является творением Н.А. Львова
Изображение

который прежде всего знаменит тверскими усадьбами, о которых недавно писала ElenaTruva:
viewtopic.php?t=13413

Смотрится этот дворец очень мило, пусть и прянично, сразу кажется, что он задуман как игрушка для русского царевича, который грезит рыцарством. Правда, формально этот дворец должен был действительно принадлежать формальным рыцарям: Павел стал гроссмейстером Мальтийского ордена, передал ему часть польских земель, отошедших к России, для размещения администрации приорства передал католикам Воронцовский дворец, а заодно еще велел Львову построить им дворец в Гатчине.
Для Львова челлендж был в использовании для строительства дворца суглинка, с примесью извести, то есть доказать, что можно стоить дворцы из простой земли и глины. Это, конечно, была красивая метафорическая идея в духе времени. Она удалась: правда, поэтому дворец невысок, а толщина стен над цоколем больше, чем под карнизом.
Вид из окон Приоратского дворца на озеро Чёрное.

Мы обошли озеро
Изображение

перешли проспект и вновь углубились в Дворцовый парк.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Красота тут настолько тихая, разная и в то же время внятная, что я все больше понимаю людей, которые тяготеют к таким местам... земной свой путь дойдя до середины. ;)

_________________
Мы, волки, не скулим, как шакалы, и не лаем, как собаки. Мы завываем, наводя ужас на весь лес.


Вернуться к началу
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему  Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC+03:00


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited
Русская поддержка phpBB