Зарегистрирован: 26 дек 2014, 10:38 Сообщения: 21
|
В Каргополь на выходныеДавно хотелось попасть в Каргополь. Но все как-то не получалось. А тут решили сделать с семьей мне подарок на день рождение... Билеты до Няндомы и обратно стоимостью 1527р в одну сторону, на поезд 316/317 были куплены на сайте РЖД. Из Москвы поезд уходит в 19-50, а в 10-15 мы уже в Няндоме. Как удалось предварительно выяснить - ближайший автобус в Каргополь отправляется в 10-30, так что с поезда бегом на привокзальную площадь. Автобус, это маленький пазик, берет всех желающих. Так, что если неохота стоять полтора часа - надо спешить. Дорога до Каргополя около 80 км вполне приличная, так что около 12 часов мы уже около гостиницы. Гостиниц в городе две: новая Каргополь и старая "Каргополочка". Есть еще третья, что-то типа постоялого двора, в худшем смысле этого слова, и останавливаться по описаниям там не рекомендуется. Для ночлега нами была выбрана гостиница "Каргополь", все-таки удобства там в номерах, а не на этаже как в Каргополочке. Оператором по этой гостинице является компания "Соловки" бронировать номер можно по телефону (8182)655008 или нпосредственно в гостиницу (81841)2-11-65 Улучшеный двухместный номер стоил 2500+950(допместо)+200(доп завтрак), т.е на уровне отеля в центре Европы. Бросив шмотки и чуть передохнув отправились познавать Каргополь. Итак, (курсивом здесь и далее выделены выдержки из рассказа Ф.К. Докучаев-Басков "Каргополь. Беглый очерк",1913 год) Когда родился Каргополь в точности неизвестно, так как он утратил все свои документы. Печатные же сведения о нем, как в истории, так и в других исторических документах, отрывочны и не только об основании его, даже о последующей его внутренней жизни говорят сравнительно мало. Основание его относится к XI -XII векам. Но и приводить печатные выдержки нет охоты. Скажу только, что, кроме предполагаемых документов, уничтоженных в свое время пожарами, кар-гопольцы имели еще обширнуюи довольно обстоятельную и рукописную историю своего города, которая по наследству переходила от рода к роду. Последним ее владельцем - после некоей старушки Мясниковой - был местный богатый купец М. Урываев. Этой историей в свое время в городе очень интересовались, и многие читатели, - тем более, что Урываев, как человек богатый, имел большой круг знакомых... ее возили даже в Петрозаводск к бывшему во время оно епископу Палладию. Книга была возвращена! Но затем Урываев умер! После его смерти была открыта аукционная продажа принадлежащих ему книг, которых было много. Налетели стаи скупщиков... и история Каргополя, не к чести каргопольцев исчезла без следа!. Центр Каргополя -Соборная Базарная площадь. Приходы: Соборный т Предтеченский. 1) Соборный - холодный Христорождественский храм (постройка времени Грозного). Это подлинный и характерный тип древней Руси. Он окружен каменными опорами и хотя через это несколько проигрывает, но и в таком виде резко выделяется своей типичностью как по внутреннему устройству приделов, так и по внешней стильности в нем сказывается особый размах. Стены его местами также играют рельефными узорами, которые учащаются на добавочно устроенных боковых приделах. Окна различной формы - то узкие прорези, то нормальной ширины, а на приделах короткие полукруглые, унизанные ободками. Наверху пять больших глав репчатой формы, две малых на приделах.Зимний Введенский храм стоит левее летнего, он одноглавый, каменный - простой архитектуры и несравненно более поздней постройки, недалеко от его алтаря стоит колосс-колокольня. Колокольня строена после пожара в царствование Екатерины II на отпущенные ею казенные средства.При 25-ти саженной высоте она еще красива по своей форме - три яруса больших пролетов сообщают ей некоторую воздушность, хотя в общем она довольно грандиозна и тяжела, под колокольней проходы на все четыре стороны, так как первые пролеты на земле - и она как бы стоит на четырех ногах, четыре ее угла второго - среднего яруса украшены парами колонн, а в основаниях всех трех ярусов стоят еще каменные фигурки, напоминающие по форме цифру 8 - с шаром вверху и подножкой - колокольню венчает купол, шпиль и золоченый крест; все четыре ее стороны украшены резными херувимами, - а над нижним пролетом северо-западной стороны повешен еще овальный зеленый щит с белым вензелем "Е.И." Этою стороной колокольня обращена на широкую Петербургскую улицу (идущую поперек города). С хвоста этой улицы вид на колокольню хорош, она, как громадный часовой, и первый встречный стоит впереди, посреди ее - и кажется, образует тупик, замыкая собой улицу.Возвращаясь во времена сегодняшние, сообщу, что подняться на колокольню по узенькой лестнице стоит 20 рублей, а молоденькая девчушка на входе оглядев мой кофр сообщила, что фотографирование с колокольни платное и стоит оно100 р. Что же предпреимчивость каргопольцев известно с давних времен. Одна расчетливая особа (женского пола) как-то устроила над одним из родников деревянный сруб, поверх его крышку, дверцы которой предусмотрительно заключила замком, украсив их надписью: "кто желает пользоваться водой, тот должен внести на ремонт 30 копеек"! Но вот пошел лед, и этот ковчег, столкнутый льдинами, поплыл-поехал к Белому морю, на общий хохот ближайших жильцов, и к прискорбию предприимчивой особы.
2) Предгеченский приход, опять два храма - на той же Базарной площади, несколько впереди на северо-восток соборного... Эти храмы самой простой архитектуры, но летний Предтеченский очень высок - в три ряда окон, одноэтажный - главы двойные, что еще более его возвышает (построен в 1751 году)По набережной реки Онега идем в сторону предместья Горка, где расположен Зосимо-Саватиевский Храм. Городской берег реки Онеги не особенно привлекателен: он большею частью бывает завален различного рода лесом, засорен, а в местности, соприкасающейся с базаром, застроен различного рода амбарчиками, около которых всегда смрад извержений; только в предместьи "Горка" берег несколько чище, и дома обывателей обращены лицевой стороной на реку; кроме того, дно реки поблизости к берегу изобилует всякого рода торчащими из воды столбиками, свайками и кольями -как от мостиков - бывших купален, так и от других временных надобностей... весь этот лес штыков показывается из воды особенно во время осеннего обмеления воды.Зосимо-Савватиевский храм с куполом наверху, окрашен желтой охрой, - с трех сторон по четыре белых колонны. Первая теплая половина этого храма довольно тесна и разделена на два этажа, в которых по два престола; второе летнее помещение под куполом - не разделено на этажи, гораздо вместительнее и имеет один престол. Внутри этого храма довольно хорошо. Иконостас прекрасной живописи в итальянском стиле, притом святые изображения написаны по образцам знаменитостей, например: Воскресение, венчающее иконостас, с картины Караваджио; "Коронование Богоматери" (в алтаре) с Рубенса; Архистратиг Михаил (на северной стене) - с Рафаэля и так далее.[i]
Ничего из убранства не сохранилось.... Возвращаемся обратно по ул. Ленина (Екатерининской). Перед нами еще один городской ансамбль Старого торга - церкви Благовещенская и Рождества Пресвятой Богородицы.
[i]Теплый храм во имя Рождества Богородицы - с внешней стороны - это красивая игрушка! Храм в форме креста, одноэтажный - с различно размещенными окнами - семиглавый, с примыкающей к нему колокольней; - колоколенка, храм и его окошечки испещрены и унизаны различного рода оторочками, зарубинками и каемками, но внутри его не особенно привлекательно и удобно: при входе - под низкими сводами темно, широко, так как по бокам приделы, посреди узкий проход в передний храм, более светлый и высокий. И, если сумрак иногда приятен, то приходится мириться еще кой с чем. Лики икон мрачны и за небольшими исключениями однообразны.Летний Благовещенский храм очень высок, двухэтажный, пятиглавый (в три ряда окон весь), из плиты, шестипрестольный; главные престолы: вверху - Благовещения, внизу - Петра и Павла. С внешней стороны этот храм очень красив своими затейливыми выпуклыми узорами, то унизывающими окна, то расположенными на алтарной стене в виде каких-то развешанных над окнами канатов самой причудливой формы. (Этот храм, как и другие старинные, всегда бывает целью для фотографических аппаратов приезжающих сюда нередко любителей старины, членов каких-либо обществ и комиссий)... Внутри нижнего этажа на беглый взгляд ничего особенного и привлекательного нет: на паперти ветхие, оперхавшие иконы. Мелкие собраны в особые рамки - некоторые из больших - это просто бывшие пономарские двери, должно быть видящие уже не первый храм; иконостас среднего придела нового письма, но в боковых приделах опять седая старина...Да, богат Каргополь храмами, но они большею частью стоят без ремонта. Кое-какие поступающие средства, наверное, целиком поглощаются известными обложениями.Но город Каргополь богат не одними только храмами, он не менее, а даже более, богат магазинами, лавками и лавочками. Каргополь - это исстари мир купцов и попов.Относительно благосостояния жителей можно сказать, что в Каргополе хорошо живется только чиновникам, купцам, лицам духовного звания и вообще обеспеченным какой-либо службой. Мещане никаких основательных или хотя вспомогательных источников дохода не имеют - и пристроились, кто к чему досуж.Вот такой привиделся нам Каргополь. Был еще второй день с поездкой по окрестностям. Была заказана индивидуальна экскурсия. Если кто соберется в те края, в Кагополе я познакомился с экскурсоводом и имеется телефончик. Думаю если обращаться напрямую, то можно и остановиться будет в частном секторе (подешевле) и экскурсии организовать. Не осталось и в самом Каргополе деревянных церквей. Зато из деревянного зодчества есть что посмотреть в окрестностях Каргополя. Один из уникальных памятников церковь Иоана Златоуста (1665 год) в Саунино. Самое удивительное это сохранившиеся расписные небеса, несмотря на то что практически до недавнего времени церковь совсем не запиралась. Сохранилось только две иконы и, одна на выставке в церкви Зосимо и Саватия, другая в Русском музее. Чуть подальше от Каргополя в селе Ошевенское Храм Богоявления Иоана Богослова (1787 год) И село Архангело где где стоит церковь Сретения Господня (1715 год) с кубоватым перекрытием. Церкви с таким покрытием известны только в Поонежье и сохранилось их совсем немного. Рядом стоит более поздняя Сретенская церковь (1820 год) Крест поправить некому...
|
|